Учебный план МКОУ СОШ с.п. Н-Хамидие на 2023 - 2024 учебный год 8-9 классы ФГОС ООО

Пояснительная записка к учебному плану СОШ с.п. Н-Хамидие

В 2023 - 2024 учебном году учебный план СОШ с.п. Н-Хамидие формируется в
соответствии с основными нормативными документами:
--- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.02.2021 № 10- ФЗ, от 24.03.2021
№51-ФЗ, от 05.04.2021 № 85-ФЗ, от 20.04.2021 № 95- ФЗ, от 30.04.2021 № 114-ФЗ,
от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 310-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ);
--- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от
29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577, от 11.12.2020 № 712);
--- Федеральная образовательная программа основного общего образования,
утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023г. №370;
--- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14.08.2020г. № ВБ1612/07
«О
программах
основного
общего
образования»;
--- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
--- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта
2016г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
--- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
(вступил в силу с 1 сентября 2021 года);
--- Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г.
№ 2/20);
--- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г.№
2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в
Российской Федерации на 2017 - 2023 годы»;
--- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 6 марта 2020 г.
№ 85 «Об утверждении плана мероприятий Министерства просвещения
Российской Федерации по реализации Концепции преподавания родных языков
народов Российской Федерации, утверждённой протоколом заседания Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации от1октября 2019 г. №ПК 3вн»;
--- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки
Российской Федерации от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»;
--- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 г.
№ 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки

качества условий осуществления образовательной деятельности организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
--- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 ноября
2019г. № ТС-2782/03 «О направлении информации» (вместе с «Информацией
о реализации Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении
изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросу обеспечения возможности получения
образования на родных языках из числа языков народов Российской
Федерации, изучения государственных языков республик Российской
Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в
том числе русского языка как родного языка»);
--- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20 декабря
2018г. № 03-510 «О направлении информации» (вместе с «Рекомендациями по
применению норм законодательства в части обеспечения возможности
получения образования на родных языках из числа языков народов
Российской Федерации, изучения государственных языков республик
Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской
Федерации, в том числе русского как родного»);
--- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
августа 2017г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
--- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2018г. № 08-1214 «Об изучении второго иностранного языка»;
--- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего
образования Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 г. № 08 761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и
светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
--- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;
--- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
--- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020
г. №103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

--- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)», утверждённые постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. №16;
--- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодёжи», утверждённые постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28;
--- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 (VI раздел);
--- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601
«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы
за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом
договоре» (с изменениями и дополнениями);
--- Универсальные кодификаторы распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы по
уровням общего образования и элементов содержания по учебным предметам для
использования в федеральных и региональных процедурах оценки качества
образования, одобренные решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (далее - ФУМО) (протокол от 12.04.2021г.
№1/21), подготовленные Федеральным государственным бюджетным научным
учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» и
размещенные на сайте https://fipi.ru/metodicheskaya- kopilka/univers-kodifikatoryоко;
--- Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
--- Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ (ред. от
17.04.2017г.) «Об образовании»;
--«Методические
рекомендации
по
разработке
учебных
планов
общеобразовательными организациями в Кабардино – Балкарской Республике»
Минпрсвещения КБР от 24.08.2023г. №22-18-17/7657;
--- Устав МКОУ СОШ с.п. Н-Хамидие;
--- Основные образовательные программы СОШ с.п. Н-Хамидие на 2023 - 2024
учебный год.
Учебный план является частью основной образовательной программы СОШ
с.п. Н-Хамидие по уровням обучения. Единая основа учебного плана всех
уровней обучения обеспечивается реализацией принципа преемственности в

содержании и технологиях обучения. Учебные курсы выстраиваются по
принципу возрастающей сложности с учётом возрастных и психологических
особенностей и возможностей обучающихся.
Учебный год в СОШ с.п. Н-Хамидие начинается «01» сентября и
заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующего уровня
образования
Учебный план разработан и утверждён для каждого уровня общего
образования и устанавливает для 5 - 9 классов 5-летний нормативный срок
освоения государственных образовательных программ основного общего
образования.
Для 5 - 8
классов на весь нормативный срок освоения федеральных
государственных образовательных стандартов основного и среднего общего
образования продолжительность учебного года устанавливается в пределах 34
учебных недель. Продолжительность урока - 45 минут.
Учебный план основного общего образования МКОУ «СОШ с.п. Н-Хамидие»
на 2023 - 2024 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к
режиму образовательного процесса, установленных санитарными правилами СП
2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённых
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №289, санитарными правилами и нормами СанПин
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждённых
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации
от
28.01.2021
№8
и
предусматривает:
- пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ основного
общего образования для 5 - 9 классов.
Образовательная деятельность проводится во время учебного года,
осуществляется через урочную и внеурочную деятельность.
Для 9 класса продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели
(без учёта периода государственной итоговой аттестации выпускников
образовательных организаций), продолжительность урока - 45 минут.
Принципы построения и нормативы учебного плана СОШ с.п. Н-Хамидие
обеспечивают условия для реализации
федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования. Обязательная часть учебного
плана определяет состав обязательных образовательных областей и предметов, а
также учебное время, отводимое на их изучение по классам/годам обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их
родителей (законных представителей) в соответствии со статусом образовательной
организации, с целью создания оптимальных условий для получения обучающимся
образования углубленного уровня по отдельным предметам, реализации
индивидуальных творческих запросов, развития исследовательской культуры
обучающихся.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной составляет не
менее 30 минут.

Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший её объём приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по
шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
В СОШ с.п. Н-Хамидие обеспечено право обучающихся на изучение родного
языка. Реализация этого права достигается путём создания в школе условий для
изучения кабардино - черкесского языка по заявлениям родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся при приёме (переводе) на
обучение по образовательным программам начального, основного и среднего
общего образования.
С целью реализации основных образовательных программ на всех уровнях
общего образования используются следующие педагогические технологии:
проблемное
обучение,
здоровьесберегающие
технологии,
обучение
в
сотрудничестве, развивающее обучение, игровые технологии, информационнокоммуникационные технологии, личностно ориентированные технологии,
диалоговые технологии, проектные технологии.
Организация образовательного процесса обеспечивает индивидуализацию обучения
через механизмы формирования индивидуальных учебных планов, планов
внеурочной деятельности, формирования учебных групп в рамках как урочной, так
и внеурочной деятельности, применение современных образовательных технологий,
регламентацию учебно-исследовательской деятельности. Реализация учебного
плана осуществляется с использованием форм очного обучения.
Наиболее распространены в образовательной практике СОШ с.п. Н-Хамидие
формы индивидуализации обучения, которые обеспечивают индивидуальнодифференцированный подход не только через содержание и отбор учебного
материала, но и через другие дифференцированные формы:
1)
организация самостоятельной работы (задания варьируются в зависимости от
индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, а также путём их
группировки внутри класса по различным признакам);
2)
развертывание спектра программ внеурочной деятельности обучающихся, в
части, формируемой участниками образовательных отношений;
3)
организация проектной, в том числе учебно - исследовательской деятельности
обучающихся, подготовку к защите коллективного /индивидуального учебного
проекта;
4)
формирование единых подходов к содержательному наполнению и способам
представления портфолио личностных достижений обучающихся, обеспечение их
преемственности при переходе на следующий уровень образования.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится в
соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы соответствующего уровня общего образования,
предъявляемыми
Федеральными
государственными
образовательными
стандартами, Уставом школы и локальным актом о порядке промежуточной и
итоговой аттестации.

Промежуточная аттестация распределяется на:
• текущую, включающую в себя поурочное, тематическое
оценивание результатов учёбы обучающихся;
• рубежную, включающую в себя оценивание обучающихся по
итогам четвертей;
• годовую по итогам учебного года.
Промежуточной аттестации подлежат обучающиеся 2ого – 11ого классов
школы. Обучающиеся 2ого – 9ого классов аттестуются по четвертям, 10ого, 11ого
классов - по полугодиям. Промежуточная аттестация во 2ом – 8ом, 10ом классах
проводится в мае в соответствии с Уставом СОШ с.п. Н-Хамидие и
Положением о промежуточной аттестации обучающихся.
По решению педагогического совета промежуточная аттестация может
проводиться в форме письменных контрольных работ (диагностических работ)
Промежуточная аттестация обучающихся 8, 9 классов
Формы проведения промежуточной аттестации
Уровень ООО
8, 9
классы

Русский язык –
тестирование, комплексная контрольная работа, развёрнутый ответ на
вопрос проблемного характера
Литература –
тестирование, контрольное сочинение, развёрнутый ответ на вопрос
проблемного характера, комплексная контрольная работа
Родной (кабардино-черкесский) язык тестирование, комплексная контрольная работа, развёрнутый ответ на
вопрос проблемного характера,
Родная (кабардино-черкесская) литература –
тестирование, контрольное сочинение, развёрнутый ответ на вопрос
проблемного характера, комплексная контрольная работа
Иностранный (английский) язык –
тестирование, комплексная контрольная работа
Математика (алгебра, геометрия, вероятность и статистика) тестирование, комплексная контрольная работа
Информатика - тестирование, комплексная контрольная работа
История России. Всеобщая история –
тестирование, комплексная контрольная работа
Обществознание –
тестирование, комплексная контрольная работа
Физика – тестирование, комплексная контрольная работа
География - тестирование, комплексная контрольная работа
Химия –
тестирование, комплексная контрольная работа, защита проектов
Биология тестирование, комплексная контрольная работа, защита проектов
Физическая культура –

тестирование, сдача нормативов
Основы безопасности жизнедеятельности - тестирование
Технология - защита проектной работы, зачёт
Музыка - творческая работа
Обучающиеся, пропустившие более 50% учебного времени, не аттестуются.
Вопрос об аттестации данной категории обучающихся решается в
индивидуальном порядке педагогическим советом СОШ с.п. Н-Хамидие по
согласованию с родителями (законными представителями) обучающихся.
Итоговая аттестация в 9ом классе проводится в соответствии со сроками,
установленным Министерством просвещения и науки Кабардино - Балкарской
Республики на 2023 - 2024 учебный год.
Основное общее образование
На уровне основного общего образования обеспечивается освоение
обучающимися образовательных программ, реализуются условия становления и
формирования личности, расширения познавательных интересов, склонностей и
способностей обучающихся.
Учебный план предполагает удовлетворение образовательных задач
обучающихся и их родителей (законных представителей); повышение качества
знаний, умений и навыков
обучающихся; создание условий для
самоопределения и развития.
Обязательная часть учебного плана 8ого , 9ого классов представлена
следующими предметными областями: русский язык и литература, родной язык
и литература, иностранные языки, математика и информатика, общественнонаучные предметы, естественнонаучные предметы, искусство, технология,
физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.
Предметная область «Русский язык и литература» предусматривает
изучение самостоятельных учебных предметов: «Русский язык», «Литература»
Предметная область «Родной язык и родная литература» представлена
учебными предметами: «Родной (кабардино — черкесский) язык» и «Родная
(кабардино - черкесская) литература»
Предметная область «Иностранные языки» представлена учебным предметом
«Иностранный язык (английский)»
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебными
предметами «Математика» (5-6 классы), «Алгебра» (7-9 классы), «Геометрия» (7-9
классы), «Вероятность и статистика» (7-9 классы), «Информатика» (7-9 классы).
Обязательный учебный предмет «Вероятность и статистика» изучается начиная с 7
класса. В соответствии с методическими рекомендациями по введению ФООП
(письма Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327, от 22.05.2023 №03-870).
Чтобы обеспечить реализацию требований ФГОС основного общего образования
учащимися 8 и 9 классов, овладение программой учебного курса «Вероятность и
статистика» обеспечивается реализация за счет часов учебного курса «Алгебра», в
которое включено вероятностно-статистическое содержание, предусмотренное
программой к изучению в предшествующие годы обучения, путём добавления
одного часа в учебный план.

Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена
учебными предметами «История России. Всеобщая история», «Обществознание»,
«География». Данная предметная область обеспечивает овладение навыками
критического мышления, анализа и синтеза, умения оценивать и сопоставлять
методы исследования, характерные для общественных наук.
Предметная область «Естественно-научные дисциплины» представлена
следующими учебными предметами: «Физика», «Химия», «Биология».
Предметная область «Искусство» представлена такими предметами, как
«Музыка», «Изобразительное искусство»
Предметная область «Технология» представлена учебным предметом
«Технология» и формирует практико-ориентированную направленность содержания
обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний в
проектной деятельности, полученных при изучении других учебных предметов
(математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык,
литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это,
в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности,
гибкости и вариативности мышления у школьников.
Предметная область «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности» представлена учебными предметами «Физическая культура»,
включает общеразвивающую и общеукрепляющую физическую подготовку,
элементы
спортивной
подготовки
и
«ОБЖ».

В 8ом, 9ом классах в рамках учебных предметов «История России.
Всеобщая история» и «География» изучаются предметы «География
КБР», «История КБР» как модули соответственно.
В соответствии с письмом МОН РФ от 17 мая 2018 г. № 08-1214
«Об изучении второго иностранного языка», а также по заявлению
родителей (законных представителей) в 8ом, 9ом классах продолжается
изучение второго иностранного языка (немецкий). Эта предметная
область обеспечивает владение речевой культурой, коммуникативными
умениями
в
различных
сферах
человеческого
общения.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по
четвертям. Предметы из части, формируемой участниками
образовательных
отношений,
являются
безотметочными
и
оцениваются «зачёт» или «незачёт» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной
неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной
аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и
порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся» МКОУ СОШ с.п. Н-Хамидие Терского
муниципального района Кабардино–Балкарской Республики. Освоение
основной образовательной программы основного общего образования
завершается государственной итоговой аттестацией за курс основного
общего
образования.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
основного общего образования составляет 5 лет.
В случае необходимости предусматривается реализация учебного
плана с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий; для каждого класса устанавливается
собственное время начала уроков и перемен в соответствии с СанПиН СП
2.4.3648-20.

Учебный план (недельный)
основного общего образования (8, 9 классы)
СОШ с.п. Н-Хамидие (в соответствии с ФГОС ООО)
на 2023 - 2024 учебный год
Предметные
области

Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература

Количество часов
в неделю
8
9

Учебные предметы
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Родной (кабардино-черкесский) язык
Родная (кабардино-черкесская) литература
Родной (русский) язык

Учебный курс по географии КБР
Максимальная допустимая
при 6 - дневной учебной неделе

недельная

нагрузка

3
2
2

3
3
2

6
5

1

1

3
6
3
2
1
1
2
1
2
2
2
2
1
1
2

3
6
3
2
1
1
2,5
1
2
3
2
2
0
0,5
2

2
4,5
2
4
5
4
4
1
1,5
4

1

1

2

34

35
1

69
1

6

Иностранные
языки
Математика и
информатика

Иностранный (английский) язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
Общественно
- История России. Всеобщая история
научные предметы Обществознание
География
Естественнонаучн Физика
ые предметы
Химия
Биология
Искусство
Музыка
Технология
Технология
Физическая
Физическая культура
культура и основы
безопасности
Основы
жизне
безопасности жизнедеятельности
деятельности
ИТОГО
Учебный курс по биологии
Часть,
формируемая
Учебный курс по русскому языку
участниками
образовательных
отношений *
Учебный курс по истории КБР

Всего

1

6
12

1

0,5

0,5

0,5

0,5

36

36

72


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».