Приложение к ООО НОО МКОУ СОШ с.п. Н-Хамидие План внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год (1-4 классы) Наименование курсов Цикл классных часов «Разговоры о важном» Функциональная грамотность «Всезнайка» Программа профориентации «Тропинка в профессию» Учебный курс по родному (кабардино-черкесскому) языку «Орлята России» Физкультурно-оздоровительная деятельность ИТОГО недельная нагрузка 1 класс Количество часов в неделю 2 класс 3 класс 4 класс 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 5 5 5 Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. При организации внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения педагогическими работниками школы были разработаны следующие направления программы внеурочной деятельности: 1. Спортивно – оздоровительное 2. Проектно-исследовательская деятельность 3. Коммуникативная деятельность 4. Художественно – эстетическая творческая деятельность 5. Информационная культура 6. Интеллектуальные марафоны Спортивно-оздоровительная деятельность Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основные задачи: 1. формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; 2. использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, 1 психологических и иных особенностей; 3. развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления, дни здоровья. Проектно - исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. Основные задачи: 1. Воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества); 2. Формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения экспериментов; 5. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить. 6. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и результатов, составление и формирование отчета и доклада о результатах научноисследовательской работы. 6. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации. Коммуникативная деятельность формирование у младших школьников навыков общения и культуры поведения учащихся в начальных классах. Основные задачи: 1. Повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации; 2. Формирование умения выбирать нужную формулу с учѐтом ситуации общения (с кем, когда, зачем говоришь); 3. Освоение речевых норм осуществлять в единстве с изучением общих правил культурного поведения; 4. Обучение умению соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, и уважительное отношение к другим. 2 Художественно-эстетическое предполагает развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности, что позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности. Цель - формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях. Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основными задачами являются: 1. Формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; 2. Становление активной жизненной позиции; 3. Воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры. По итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки. Информационная культура - формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры. Основные задачи: 1. Воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; 2. Совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; 3. Повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России; 4. Развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; 5. Формирование культуры поведения в информационной среде. Интеллектуальный марафон (функциональная грамотность) формирование читательской компетенции младшего школьника. Основными задачами являются: 1. Формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; 2. Находит и извлекает информацию из различных текстов; 3. Применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; 4. Обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.; 5. Воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству. Профориентация. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к 3 некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной. Основные задачи: 1. Образовательные: - расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат); - расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе; - активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии. 2. Воспитательные: - воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых; - расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств; - воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности обучающихся по следуюшим направлениям: Спортивно-оздоровительная деятельность: - понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека; - осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье; - умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье; Духовно-нравственное направление: - осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; - сформированная гражданская компетенция; - понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; - знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Общеинтеллектуальное направление: - осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству; - сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуальнопознавательной и научно- практической деятельности; - сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации); - развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; - способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию. Общекультурное направление: - понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; - сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе; 4 - сформированная потребность повышать свой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах творческой деятельности; - знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Социальное направление: - овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни; - сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом; - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия; - сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность; - умение коммуникативно взаимодействовать с окружающими людьми, овладение социокультурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; - ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социальнозначимой деятельности. Историческое просвещение, изучение государственных символов Российской Федерации. Введение в структуру рабочих программ курсов внеурочной деятельности модулей, тематических блоков, направленных на изучение государственных символов Российской Федерации: геральдические вечера, исторические экскурсии, викторины, творческие, исследовательские проекты, просмотр тематических фильмов и др. Церемония поднятия(спуска) Государственного флага РФ еженедельная, вынос государственного флага и исполнение государственного Гимна РФ при организации и проведении торжественных мероприятий, финальных этапов соревнований, церемоний награждений, линейки, акций, флешмобов и т. п. Историческое просвещение в рамках еженедельных информационнопросветительский занятий патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». Воспитательный эффект внеурочной деятельности. Все виды внеурочной деятельности обучающихся ориентированы на достижение воспитательных результатов. Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. 5 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)