ДООП Туристы экологи Н-Хамидие

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Туристско-краеведческая деятельность, как одно из направлений
дополнительного образования, выступает комплексным средством
всестороннего развития личности, ее эффективной самореализации в
обществе. Развитие туристско-краеведческой деятельности в системе
образования
исторически
обусловлено
социально-экономическими
процессами, происходящими в обществе, запросами семьи и самого ребенка.
Разнообразные формы деятельности обеспечивают комплексный характер в
обучении, воспитании и оздоровлении детей, в ней заложены широкие
возможности для творческой самодеятельности – спортивной, научной,
художественной, технической, социальной и др.
Данная программа была разработана с учетом запросов детей,
потребностей семьи в туристических ценностях родного края. В настоящее
время всё большее внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни.
Одной из составляющей этой работы и является туристско-краеведческая
деятельность.
Туристско-краеведческая
деятельность
относится
к
традиционным методам воспитания, обучения и оздоровления детей и
служит важным средством гармоничного развития, укрепления здоровья,
воспитания современного человека. Экскурсии, походы по родному краю,
путешествия по стране помогают ребятам лучше узнать природу, полюбить
родной край, научиться разумно использовать её богатства, ценить их и
беречь. Краеведческая работа воспитывает любовь к своему краю, прививает
интерес к познанию нового, формирует практические умения и навыки. А
занятия туризмом нельзя рассматривать как кратковременное развлечение,
как самоцель для удовлетворения личных интересов человека, в отрыве от
умственного, трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Данная программа - возможность познания учащимися родного края,
реализации интересов в изучении природного разнообразия и историкокультурного наследия Крыма, формирование туристских, спортивных и
краеведческих знаний, умений и навыков средствами внешкольного
образования.
Направленность: Туристско-краеведческая
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».

2. Национальный проект «Образование».
3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование».
4. Конвенция ООН о правах ребенка.
5. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное
дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом
заседания президиума при Президенте РФ.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до
2025 года».
7. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года».
8. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об
утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
обновления информации об образовательной организации».
9. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 г. №1185 «Об
утверждении примерной формы договора об образовании по
дополнительным общеобразовательным программам».
10. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы
за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке
определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре».
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309
«Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов
и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом
необходимой помощи».
12. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональной
системы
дополнительного образования детей».
13. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от
05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об
утверждении примерной формы договора об образовании по
дополнительным общеобразовательным программам».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
16. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».

17. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»).
18. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О
направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с
«Методическими рекомендациями по независимой оценке качества
образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»).
19. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов,
с учётом их особых образовательных потребностей»).
20. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
организации независимой
оценки
качества
дополнительного образования детей»).
21. Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
22. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования».
23. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
от 14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре
официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления
информации».
24. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ
«Об образовании».
25. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении
Региональных требований к регламентации деятельности государственных
образовательных учреждений дополнительного образования детей в
Кабардино-Балкарской Республике».
26. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об
утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного
дополнительного образования детей в КБР».
27. Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об
утверждении
Правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в КБР».

28. Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896
«Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые и модульные)».
29. Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324
«Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества
авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ».
30. Устав школы.
Актуальностью является вовлечение учащихся в исследовательскую
работу по экологии, в процессе которой они должны овладеть умениями и
навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать
состояние окружающей среды, ближайшего природного окружения вносить свой вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.
Обучение и воспитание в области естественных наук невозможно без
практической деятельности в природе, без непосредственного контакта
ребенка и природы. В процессе занятий по программе у учащихся
формируются
эколого-туристские
умения
и
способы
действий:
поведенческие,
познавательные,
преобразовательные.
Туристскокраеведческие занятия дают возможность воспитанникам лучше узнать и
изучить свой край, помогают усвоить школьную программу по географии и
биологии, принять практическое участие в охране и преобразовании
природы своего края.
Программа рассчитана на 2 года из расчета 3 раза в неделю по 2-3 часа.
Группа включает 15-20 обучающихся первого года обучения.
Новизна: знания и умения, полученные учащимися на теоретических и
практических занятиях, закрепляются в однодневных походах, на
практических занятиях.
В основу данной программы легла типовая программа «Туристыэкологи» разработанная в центре детского - юношеского туризма РФ, и
авторская программа Темботовой Э.М. - ПДО РЭБЦ отдела ДТ
«Кизиловка».
Отличительные особенности
Педагогическая
целесообразность
обусловлена
дефицитом
образовательных программ по туристско-краеведческому направлению,
ориентированных на учреждения дополнительного образования на базе
средних образовательных школ.

Адресат: обучающиеся 7-17 лет
Срок реализации: 2 года, 216 часов.
1-ый год обучения - 108 часов.
2-ой год обучения - 108 часов.
Режим занятий: занятия проводятся 4 раза
продолжительность занятий 40 минут.
Наполняемость группы: не более 20 человек
Форма обучения: очная
Формы занятий: индивидуальная групповая

в

неделю,

Цель программы: воспитание у воспитанников убежденности в
необходимости изучения и охраны природы, формирования экологического
понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамики и
путях рационального использования.
Задачи программы:
Личностные:
- воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за
состояние окружающей среды;
- воспитывать коллективизм, способствовать освоению стандартов
культуры труда и общения; - воспитывать самообладание и силу воли;
- формировать умение видеть красоту окружающего мира;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
- корректировать отклоняющееся поведение
Предметные:
- обучить основам техники пешеходного туризма, приемам техники
безопасности, организации быта в походах, экспедициях;
- расширить знания по географии, биологии, экологии, полученные в
средней школе;
Метапредметные:
- развивать творческую, познавательную и созидательную активность;
- расширять знания об окружающем мире;
- укреплять здоровье, воспитывать физическую культуру в единстве с
интеллектуальным и духовным развитием;
Учебный план первого года обучения

№
п/
п
1

Наименование
раздела, темы
Чем полезны и интересны
походы и путешествия. Туризм
и охрана природы
Наш край. Экологические
проблемы края
Наблюдение за погодой в
походе. Причины изменения
погоды. Охрана воздуха.
Туристические объекты
родного края.
Экологические основы охраны
природы.
Туристское снаряжение.

Количество часов
всего
теория
практика

Формы
аттестации/
контроля
Беседа

6

5

1

10

8

2

9

5

4

10

4

6

3

3

-

10

4

6

10

4

6

10

6

4

Практические
задания

9

Туристическая подготовка.
Узлы. Правила поведения
туриста в природе
Правила санитарии и гигиены.
Первая доврачебная помощь в
походе.
Топография и ориентирование

22

10

12

10

Почвоведение

8

4

4

11

Физическая подготовка юного
туриста.
Всего

10

2

8

Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания

108

55

53

2
3

4
5
6
7

8

Практические
задания
Беседа
Практические
задания
Беседа
Практические
задания
Практические
задания

Содержание учебного плана. Первый год обучения
Тема 1. Чем полезны и интересны походы и путешествия. Туризм
и охрана природы (6 часов).
План работы объединения. Цели и задачи. Требования к
воспитанникам, их права и обязанности. Развитие массового туризма в РФ; в
республике. Виды туризма. Экологические проблемы в рекреационных
зонах. Участие туристов в охране природы и преобразовании природного
окружения. Виды природоохранной деятельности туристов на маршруте.
Туристско-краеведческий клуб, краеведческий музей, их состав и структура.
Всероссийские экологические движения.
Практическая работа. Заполнение анкеты, подбор девиза, эмблемы,
песни.
Тема 2. Наш край. Экологические проблемы края (10 часов).

Географическое положение, природные условия и ресурсы, хозяйство
края. Историческое прошлое. Боевые и трудовые подвиги народа. Народное
творчество жителей края. Туристические возможности КБР, зона
Приэльбрусья развитие массового туризма и проблемы охраны и сохранения
природного единства в зонах отдыха и туризма. Развитие промышленного
освоения Территории края, усиление воздействия хозяйственной
деятельности человека на окружающую среду и возникшие экологические
проблемы республики.
Практическая работа с географической картой республики.
Составление ребусов, кроссвордов по географии, истории и культуре края.
Выбор краеведческого задания, индивидуального и группового; подбор
краеведческой литературы и составление плана его выполнения в течение
года.
Экскурсия на природу «Природные комплексы окрестности школы».
Викторина «Знаешь ли ты свой край?»
Тема 3. Наблюдение за погодой в походе. Причины изменения
погоды. Охрана воздуха (9 часов).
Климат и погода своей местности. Микроклимат городов. Как
предсказать погоду. Самодельные метеорологические приборы. Меры
охраны атмосферного воздуха. Необходимость наблюдений за погодой в
походе. Предсказание погоды растениями, животными. Дневник
наблюдений за погодой.
Практическая
работа
«Изготовление
самодельных
метеорологических приборов».
Экскурсия «Наблюдение за погодой».
Тема 4. Туристические объекты родного края (10 часов).
Характеристика географического положения республики. Границы
КБР. Экскурсионные объекты края: памятники природы, заповедники,
примечательные уголки природы, краеведческий музей. Историческое
краеведение как наука. Объекты изучения. Школьное краеведение.
Краеведческие объекты как источник изучения родного края. Приэльбрусье Национальный парк республики. Приэльбрусье - чудесный край с величественными вершинами, красивейшими долинами и ущельями. Курпские
высоты. Городище Джулат. Сбор и оформление краеведческого материала.
Оборудование для краеведческой работы. Полевой дневник туриста краеведа.
Эколого-краеведческие умения по изучению природы республики.
Практическая работа «Изготовление простейшего оборудования для
краеведческих наблюдений составление дневника фенолога».
Экскурсия «Фенологические наблюдения в природе».
Тема 5. Экологические основы охраны природы (3 часов).

Современные проблемы охраны природы. Вода – как среда обитания.
Охрана гидросферы.
Тема 6. Туристическое снаряжение (10 часов).
Подбор необходимого группового и личного снаряжения в зависимости
от погоды в районе путешествия. Виды рюкзаков и палаток. Состав
ремонтного набора. Самодельное снаряжение, способствующее охране
природы (колышки и стойки для палатки, костровое оборудование).
Практическая работа «Составление списка группового и личного
снаряжения». Практическая работа «Установка палатки, устройство бивака».
Практическая работа «Подготовка и ремонт имеющегося
снаряжения, укладка рюкзака».
Тема 7. Туристическая подготовка. Узлы. Правила поведения
туриста в природе (10 часов).
Питание в туристском походе. Режим, особенности питания. Норма
закладки продуктов. Меню. Правила движения, преодоления препятствий.
Порядок, режим, темп движения группы на маршруте. Общая
характеристика естественных препятствий. Обеспечение безопасности.
Психологические факторы, влияние на безопасность группы в походе.
Техника безопасности при преодолении естественных препятствий. Виды
страхования: групповая, само страховка. Выбор и подготовка места
страховки. Узлы. Техника их вязания. Наблюдение за погодой - одно из мер
обеспечения безопасности.
Экскурсия на природу «Наблюдение за погодными условиями».
Практическая работа «Составление меню одно, двух и трехдневного
похода» (деловая игра). Практическая работа «Пользование топором, пилой,
лопатой, ремонтным набором» (инструментами). Практическая работа
«Установка и снятие палатки, разжигание костра, приготовление пищи на
костре, вязка узлов».
Экскурсия на природу «Фенологические наблюдения».
Тема 8. Правила санитарии и гигиены. Первая доврачебная
помощь в походе (10 часов).
Гигиенические требования в походе. Основы безопасности жизни в
походе. Профилактика больного, теплового ударов, солнечных ожогов,
потертостей, мозолей. Поведение во время грозы. Первая помощь при
солнечном тепловом ударе, перегревание, переохлаждение. Походная
медицинская аптечка, ее состав, хранение, транспортировка. Лекарственные
растения, возможности их использования в походных условиях, сбор,
обработка, хранение лекарственных растений. Первая помощь при
переломах, ранах, кровотечениях, укусах насекомых и змей, ушибы,

ссадины. Искусственное дыхание, закрытый массаж сердца. Или
мобилизация пострадавшего подручным и специальным средствами.
Практическая работа «Способы транспортировки». Практическая
работа «Освоение способов бинтования ран, наложения жгута».
Тема 9. Топография и ориентирование (22 часов).
Значение навыков ориентирования для туриста топографические и
спортивные карты. Масштаб. Условные знаки, сочетание. Рельеф.
Характеристика местности.
Практическая работа «Ориентирование по горизонту». Компас.
Типы компасов. Четыре действия с компасом: определение сторон
горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Способы
ориентирования. Ориентирование с помощью карты, использование солнца и
тени. Виды ориентирования: линейный, точечный, звуковой. Суточное
движение солнца по небосводу. Определение азимута по солнцу и Луне.
Полярная звезда и ее местонахождение.
Практические занятия: Глазомерная съемка определенного участка
местности с применением масштаба шагов, визирование и прямой засечки.
Маршрутная глазомерная съемка. Перспективная съемка. Составление
экологических карт. Ориентирование по горизонту на местности. Чтение
топографической
карты
и
карты
спортивного
ориентирования.
Топографический диктант. Игры и соревнования по спортивному
ориентированию на местности.
Тема 10. Почвоведение (8 часов).
Понятие почвы. Продукты выветривания и разрушения. Почвенные
горизонты. Почвенные зоны. Эрозия почв (водная и ветровая). Нарушение
баланса элементов питания. Загрязнение почв тяжелыми металлами,
пестицидами. Состояние почв КБР, способы улучшения. Роль туризма в
изучении почвенного состава республики, района.
Практические занятия: Составление почвенной карты. Масштаб.
Описание предложенного почвенного разреза, профиля.
Экскурсия «Фенологические наблюдения».
Тема 11. Физическая подготовка юного туриста (10 часов).
Физическая подготовка юного туриста. Зарядка, специальные виды
упражнений. Особенности хождения туристов в разном природном
окружении, преодоление естественных препятствий (техника), поведенческие
умения.
Подвижные игры и эстафета. Легкая атлетика. Спортивные игры.
Учебный план второго года обучения

№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8

9

Наименование
раздела, темы

всего

Количество часов
теория
практика

Формы
аттестации/
контроля

Введение.
Экосистемы.
Биосфера.
Краеведение.

2
2
2
11

2
2
2
8

1
3

Экологические основы
охраны природы.
Туристические слеты юных
экологов.
Туристическая подготовка.

36

19

17

12

3

9

Практические
задания

25

13

12

Основные приемы
оказания первой
доврачебной помощи.
Итоговое занятие

17

9

8

Практические
задания
Практические
задания

1
108

58

1
50

Всего

Беседа
Беседа
Практические
задания
Практические
задания

-

Содержание учебного плана. Второй год обучения
Тема 1. Введение (2 часа).
Подбор краеведческой литературы. Отчет о летнем походе.
Тема 2. Экосистемы (2 часа).
Понятие экосистемы. Биоценоз, как основа природной экосистемы.
Круговорот веществ и поток энергии. Природные возможности
восстановления сообществ, нарушенных деятельностью человека.
Тема 3. Биосфера (2 часа).
Учение о биосфере В.И. Вернадского. Состав атмосферы, виды, почвы.
Роль человеческого общества в использовании ресурсов и преобразовании
биосферы. Охрана биосферы.
Экскурсия «Природные комплексы окрестностей города, района».
Тема 4. Краеведение (11 часов).
Изучение родного края; характеристика географического положения
республики, границы КБР. Экскурсионные объекты, памятники природы,
заповедники, музеи. Природный комплекс и его компоненты. Историческое
краеведение, краеведение и туризм.

Практическая работа «Сбор материалов для музея».
Туристский поход по памятным местам. Экскурсия «Проведение
краеведческих наблюдений».
Тема 5. Экологические основы охраны природы (36 часов).
Охрана гидросферы. Общая гидробиология, основные термины и
понятия. Континентальные водоемы. Жизненные формы гидробионтов.
Болото – временная лужа воды. Мир микроскопических организмов.
Экология рек.
Практическая работа «Изучение скорости течения реки».
Экскурсия «Изучение видового состава водоема».
Охрана недр и почвенных ресурсов. Земля и земная кора. История
развития земли и органического мира. Деформация и структуры горных
пород. Геологические процессы. Эндогенные геологические процессы.
Экзогенные геологические процессы. Роль геологических процессов в
образовании горных пород, минералов и месторождений полезных
ископаемых. Классификация минералов, их физический, и химический
состав. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых.
Почвенные ресурсы, их использование и охрана. Процесс образования почв.
Характеристика почвенного покрова. Основные механизмы разрушения
почв. Состояние почв КБР, способы улучшения.
Практические
занятия
«Описание
почвенного
разреза».
«Составление почвенной карты». «Работа с коллекциями горных пород».
«Определение свойств минералов, работа с коллекциями минералов».
«Определение возраста горных пород».
Охрана растительности. Современное состояние и охрана
растительности. Охраняемые и редкие виды растений КБР, меры по их
охране. Красная книга РСФСР, КБР. Многообразие и особенности типичных
экосистем. Лекарственные растения КБР, их значения в медицине.
Рациональное использование, охрана и воспроизводство лугов, лесов.
Практические занятия «Геоботаническое описание участка
растительного покрова». «Методика определения растений по
определителю». «Определение растений, произрастающих на территории
отдела».
Экскурсии «Ярусы городского парка». «Сбор гербарных образцов».
Охрана животных. Животный мир республики. Красная книга. Редкие
и исчезающие животные. Систематический обзор млекопитающих,
земноводных, птиц, насекомых. Важнейшие отряды птиц. Многообразие
насекомых.
Практические занятия «Определение птиц в природе по
определителям». «Сбор коллекций насекомых, работа с определителем».
Экскурсии «Наблюдения за птицами». «Определение животных по
следам жизнедеятельности».

Биоиндикация и мониторинг. Понятие о биондикации и мониторинге.
Локальный, региональный и фоновый мониторинг. Общие сведения о
лишайниках. Виды, устойчивые к загрязнению оксидами серы, азота,
углерода. Эпифитные лишайники КБР. Эпигейные и эпифитные лишайники
КБР.
Экскурсия «Сбор гербарных образцов лишайников».
Практическая работа «Определение видового состава лишайников
парка».
Тема 6. Туристические слеты юных экологов (12 часов).
Туристические слеты.
Практические занятия «Закрепление эколого-туристских навыков».
«Туристское многоборье». «Выбор места для бивуака». «Кострища,
«захоронения» бытовых отходов».
Тема 7. Туристская подготовка (25 часов).
Туризм - средство познания своего края, физического и духовного
развития человека. Организация туризма в России и КБР. Подготовка к
походу. Питание в походе. Правила движения в походе, преодоление
препятствий.
Практические занятия «Укладка рюкзаков, подготовка и работа со
снаряжением». «Определение места привала. Установка и снятие палатки».
«Разведение костров. Приготовление пищи».
Экскурсия «Отдых на природе».
Тема 8. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
(17 часов).
Походная аптечка. Основы безопасности жизни в походе. Значение
первой медицинской помощи. Первая помощь при ранениях. Кровотечения.
Переломы, классификация. Травмы суставов. Ожоги. Основные сведения по
оживлению организма. Первая помощь при укусах насекомых, и змей.
Лекарственные растения, сбор, обработка, хранение.
Практические занятия «Формирование походной аптечки».
«Освоение способов бинтования ран, наложения жгута». «Оказание первой
помощи при переломах».
Тема 9. Итоговое занятие (1 час).
Слет туристов-экологов.
Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:
- основные правила безопасности участников туристских походов и
соревнований, при преодолении отдельных препятствий, организации
бивака;
- правила экологической безопасности, сохранения природы при
проведении туристских путешествий и соревнований;
- виды спортивного туризма и их особенности;
- основные правила ориентирования на местности, порядок работы с
картой и компасом при ориентировании на местности;
- виды костров и их назначение;
- туристское снаряжение для путешествия по родному краю;
- основные требования к гигиене туриста в путешествии;
- правила организации учебного места;
- основные исторические и природные достопримечательности родного
края.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться на местности с помощью карты и компаса,
проходить несложные маршруты по легенде;
- разрабатывать маршруты 1-3 - дневных туристских походов по
родному краю;
- двигаться по слабо пересеченной местности, преодолевать травяные и
песчаные склоны средней крутизны (с самостраховкой альпенштоком и /или
взаимопомощью), заболоченные участки по кочкам или жердям, овраги по
бревну или веревке с перилами;
- вязать основные туристские узлы - прямой, академический,
восьмерку, проводник, схватывающий, удавку и т.п.;
- устанавливать палатку, разжигать костер в различных погодных
условиях; - готовить простые блюда в походных условиях на костре;
- составлять описание маршрута 1-3 - дневного похода;
- соблюдать правила санитарии, гигиены и техники безопасности, оказывать первую доврачебную помощь;
- бережно относиться к инструментам, оборудования и снаряжения;
- оценивать собственные достижения и достижения других
кружковцев;
- сотрудничать и распределять обязанности при коллективной работе.
Ученики должны принять участие в соревнованиях по спортивному
туризмуи / или 1-3 дневной туристско-краеведческой путешествия.
Личностными результатами являются:

- формирование положительного отношения к своему здоровью и
здоровью окружающих людей, к природе, как основным ценностям в жизни
человека, к Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям;
- развитие интереса к изучению географии, истории и культуры
родногокрая; ю
- формирование туристских умений и навыков.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- экологического мышления;
- познавательной мотивации к истории возникновения физической
культурыи туризма;
- умений и навыков, способов ориентирования на местности и
элементарных правилах выживания в природе;
- понимания значимости туризма для общефизической подготовки
иукрепления здоровья человека;
- мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы;
- следовать на занятиях инструкциям преподавателя;
- вносить коррективы в свою работу. Учащиеся получат возможность
научиться: - понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных
наразвитие физических качеств;
- туристическим умениям и навыкам;
- работать индивидуально и в группе;
- умению осознанно использовать речевые средства для выражения
своих мыслей и потребностей;
- беречь и защищать природу, экологически мыслить. Б
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
- следовать традициям старших ребят, участников районных
туристических соревнований;
- отвечать на вопросы и задавать вопросы;
- выслушивать друг друга;
- рассказывать о режиме дня школьников, о личной гигиене;
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о влиянии физических упражнений на организм и
здоровье человека;
- различать виды туризма (пеший, лыжный, равнинный, горный,
самодеятельный, спортивный);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре,
группе, в коллективе;
- безопасному поведению во время занятий в спортивном зале, на
спортивной площадке, в природной среде;
- участвовать в однодневных, двухдневных походах, туристских слетах,
соревнованиях.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
- читать топографические карты;
- следовать законам «Кодекса туриста»;
- ориентироваться на местности без карты (по природным признакам,
по компасу);
- определять влияние занятий физическими упражнениями и туризмом
на здоровье человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять активную деятельность в коллективе;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по
природным ориентирам, используя топографические карты, справочную
литературу;
- различать виды туристской деятельности;
- характеризовать основные физические качества;
- описывать содержание личного и группового снаряжения туриста,
описывать способы укладки рюкзака и самостоятельно укладывать рюкзак;
- описывать технику выполнения вязки узлов, осваивать её
самостоятельно, применять различные узлы по их назначению в туристской
технике, работать в группах, исправляя свои ошибки и помогая советом;
- применять различные способы при определении места для
совершения похода;
- описывать все возможные варианты используемой еды в полевых
условиях, их фасовку и приготовление, описывать вариативное выполнение
укладки рюкзака продуктами питания;
- описывать технику выполнения всех действий при разворачивании
лагеря (постановка палатки и её местоположение, натягивание тента,
разведение костра;
- определение местоположения всех станций по отношению друг к
другу);
- описывать типы компасов, строение и принцип работы.
Самостоятельно выполняют ориентирование на местности;
- описывать существующие топографические знаки, находить их
наместности;
- выполнять передвижение по азимуту, определять своё
местоположение на карте самостоятельно;

- изучать виды препятствий в туризме, описывать, возможные
варианты преодоления этих препятствий;
- выполнять преодоление препятствий самостоятельно, со страховкой и
с помощью педагога;
- приобретать знания о природе, истории, культуре родного края;
- получать навыки изучения и описания природных объектов;
- использовать туристско-краеведческий материал в образовательном
процессе;
- проводить работу над ошибками и устранять их;
- проявлять коммуникативные способности при общении с
одноклассниками;
- взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения
материала, соблюдать правила безопасности.
Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год
обучения

2023-2024
2024-2025

Дата начала
учебного
года

Дата
окончания
учебного
года

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
часов в год

Режим
занятий

01.09.2023

30.05.2024

36

108

3 ч в неделю

01.09.2024

30.05.2025

36

108

3 ч в неделю

Условия реализации программы
Кадровое обеспечение – Жиляева
дополнительного образования

Инна

Мухамедовна

–

педагог

Материально-техническое обеспечение
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование
Рюкзак объемом 80 литров
Палатка туристическая с тентом четырехместная
Тент от дождя
Комплект котелков для приготовления пищи
Компас жидкостный
Курвиметр
Фонарь налобный
Сидушка

Кол-во
15
4
1
1
15
2
15
15

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Топор туристический
Пила
Лопата складная
Костровое оборудование
Радиостанция портативная
Навигационное устройство походного типа
Ремонтный набор
Трекинговые палки 15
Индивидуальный медицинский пакет туриста
Спальный мешок
Каска туристическая
Перчатки туристические
Фотоаппарат
Экшен-камера

2
2
1
2
1
1
3
15
15
15
15
1
1

Учебно-методическое и информационное обеспечение
Очное обучение по программе предусматривает вариативность как
дидактических принципов, так и элементов инновационных методов
обучения, направленных на формирование личности.
На занятиях кружка применяются разнообразные методы обучения в
зависимости от возраста кружковцев. Среди них: репродуктивные
(воспроизводящие), тренинговые (развитие знаний, приобретение умений и
навыков), объяснительно-иллюстративные (рассказ, объяснение, беседа,
иллюстрация, дискуссия и др.), дискуссионные, проблемно-поисковые
(исследовательские, поисковые) методы обучения.
При проведении практических занятий предпочтение отдается
подвижным и спортивным играм с элементами туризма, краеведческим
исследованиям на природе, посещению историко-культурных объектов.
Применяются следующие дидактические материалы: картографический
и раздаточный материалы, технические средства обучения, наглядные
пособия. В процессе работы клуба, с целью эффективного усвоения
систематизированных знаний, формирования умений и навыков,
используются средства обучения в соответствии с действующим Типовым
перечнем учебно-наглядных пособий и технических средств обучения для
туристско-краеведческих внешкольных учебных заведений.
Программа реализуется в индивидуально-групповой и групповой
формах организации образовательного процесса.
Используются следующие педагогические технологии: технология
группового обучения, технология кейсов, технология дифференцированного
обучения, технология проблемного обучения, технология игровой
деятельности,
технология
развития
критического
мышления,
здоровьесберегающая технология.

Учебные занятия проводятся в форме лекций, практических занятий,
бесед, встреч, экскурсий, походов, посещений экскурсионных объектов.
Педагог, учитывая уровень подготовки, возраст, интересы учащихся, в
установленном порядке может вносить изменения в распределение учебного
времени на изучение отдельных тем программы.
Распределение часов по разделам – ориентировочный.
Алгоритм учебного занятия:
- разминка;
- практические занятия по закреплению материала предыдущей темы;
- теоретическая часть темы текущего занятия;
- практическая часть текущей темы;
- подведение итогов.
Формы аттестации/контроля
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы используются следующие виды аттестации:
– предварительная – начальное диагностирование способностей
учащихся, определение исходного уровня индивидуальных способностей;
– промежуточная (текущая) – проводится в течение учебного года с
целью отслеживания динамики формирования изобразительных навыков;
– итоговая – проводится в конце обучения по программе с целью
определения изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка,
его творческих способностей, определения результатов обучения,
ориентирования на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение.
Аттестация по программе проходит в форме викторины, конкурса,
игры, сдачи туристских нормативов, теста.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости, маршрутный лист, материал тестирования, протокол
соревнований, фото, отзыв детей и родителей.
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов: конкурс, слет, соревнование.
Оценочные материалы
Оценка деятельности учащихся осуществляется по двум параметрам:
оценка теоретических знаний и умений и оценка практических навыков и
умений. Оценивание производится посредством методов наблюдения, бесед,
тестирования и др. Результаты аттестации заносятся в диагностическую
карту и отражают уровень планируемых результатов освоения программы.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
Показатели

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

1. Теоретические знания по
основным разделам
учебного плана программы

2. Владение специальной
терминологией

Соответствие теоретических
знаний программным
требованиям

высокий уровень – освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за конкретный
период средний уровень –
объем усвоенных знаний
составляет более половины
низкий уровень – овладел
менее, чем половина объема
знаний, предусмотренных
программой
Осмысленность и
высокий уровень –
правильность использования специальные термины
специальной
употребляет осознанно, в
полном соответствии с их
содержанием средний
уровень – сочетает
специальную терминологию
с бытовой терминологии
минимальный уровень –
как правило, избегает
употреблять специальные
термины

Критерии оценки уровня практической подготовки:
Высокий уровень – учащийся овладел практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными программой, самостоятельно работает со
специальным оборудованием, не испытывает особых затруднений,
практические задания выполняет с элементами творчества, проводит
объективный анализ результатов своей деятельности в объединении,
проявляет творческий подход при выполнении заданий;
Средний уровень – у учащегося объем усвоенных умений и навыков
достаточно высок, практические занятия выполняет с помощью педагога,
задания выполняет на основе образца, может выдвинуть интересные идеи, но
часто не может оценить их и выполнить.
Достаточный уровень – учащийся овладел не всем объёмом знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой, испытывает серьезные
затруднения при выполнении практических занятий, выполняет лишь
простейшие практические задания.
Список литературы для педагогов

1. Багрова, Л.А. География России / Л.А. Багрова, В.А. Боков, Н.В.
Багров: Лыбидь, 2001. – 12с.
2. Балабанов, И.В. Узлы / И.В. Балабанов. – 5-е изд. – М. : Издатель
Балабанов,2004. – 4 с.
3. Бардин, К.В. Азбука туризма / К.В. Бардин. – М. : Просвещение,
1981. – 18 с.
4. География России: учебное пособие для 8-9 класса / под ред.
Саприной В.И. – Россия: Союзкарта, 2000. – 42 с.
5. Закалдаев, Н.В. Пешком по России/ Н.В. Закалдаев. – Москва: Атика,
2003. – 53 с.
6. Закалдаев, Н.В. Пешком по России/ Н.В. Закадаев. – Россия, 2005. –
31с.
7. Кострица, М.Ю. Школьная краеведческо-туристская робота / М.Ю.
Кострица, В.В. Обозный. – К : Вища школа, 1995. – 22 с.
8. Коструб, А.А. Медицинский справочник туриста / А.А. Коструб. – 2е изд. – М. : Профиздат, 1990. – 67 с.
9. Матюшин, Г.Н. Историческое краеведение / Г.Н. Матюшин. – М. :
Просвещение, 1987. – 41 с.
10. Подгородецкий, П.Д. Россия. Природа / П.Д. Подгорецкий. –
Симферополь : Таврия, 1988. – 34 с.
11. Прохоров, А.И. Советы юного туриста / А.И. Прохоров. – М .:
Детгиз, 1960. – 96 с.
12. Пустовойт, В.О. Организация и проведение учебно-туристской
практики : учебное пособие / В.О. Пустовойт, В.Д. Дехтярь. – К. : КУТЕП,
2008. – 89 с.
13. Ромашков, Е. Туристский поход в выходной день / Е. Ромашков. –
М. : Профиздат, 1964. – 77 с.
14. Рощин, А.Н. Ориентирование на местности / А.Н. Рощин. – М. :
Высшая школа, 1982. – 23 с.
15. Смирнов, Д.В. Юные туристы-краеведы. Программы для системы
дополнительного образования детей / Д.В. Смирнов, Ю.С. Константинов,
А.Г. Маслов. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2004. – 7 с.
16. Соловьёв, Э.Я. Поведение в экстремальных ситуациях / Э.Я.
Соловьёв. – М. : ИВФАнтал, 1996. – 28 с.
17. Суперанская, А.В. Что такое топонимика? / А.В. Суперанская. – М. :
Наука, 1985. – 88 с.
18. Фесенко, Б.И. Книга молодого ориентировщика / Б.И. Фесенко. – М.
: ЦДЮТур МО РФ,1997. – 11 с.

19. Шибаев, А.С. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и
времени? Умеете ли вы предсказывать погоду? Программированные задания
/ А.С. Шибаев. – М. : ЦДЮТур МО РФ,1996. – 56 с.
20. Штюрмер, Ю.А. Маркировка туристических маршрутов / Ю.А.
Штюрмер. – М. : ЦРИБ Турист, 1975. – 34 с.
21. Юньев, И.С. Краеведение и туризм / И.С. Юньев. – М. : Знание,
1974. – 119 с.
22. Юшманов, Е. Безопасность туристских путешествий / Е. Юшманов.
– М. :Физкультура и спорт, 1968. – 87 с.
23. Ярошенко, В.В. Туристический клуб школьников / В.В. Ярошенко.
– М. : ТЦ Сфера, 2004. – 50 с.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».