МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 Страница 1 МР 2.4.0179-20 Методические рекомендации 2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 1. РАЗРАБОТАНЫ: Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Брагина И.В., Шевкун И.Г., Яновская Г.В.); ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" (Никитюк Д.Б., Батурин А.К., Пырьева Е.А., Гмошинская М.В., Димитриева С.А., Тоболева М.А.); ФБУН "Новосибирский научноисследовательский институт гигиены" Роспотребнадзора (Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Романенко С.П.); Управление Роспотребнадзора по Брянской области (Самойленко Т.Н.); Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (Сорокина М.И.); ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" (Денисова О.И.); ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г.Москве в Юго-Восточном округе г.Москвы" (Молдованов В.В.). 2. УТВЕРЖДЕНЫ Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю.Поповой 18 мая 2020 г. 3. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ. I. Общие положения и область применения 1.1. Настоящие методические рекомендации (далее - МР) определяют основные положения по организации здорового питания обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе обучающихся 1-4 классов. 1.2. МР предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательных организациях; для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательные организации; общеобразовательных организаций, органов управления образованием, органов и учреждений Роспотребнадзора. 1.3. МР направлены на организацию здорового питания, в том числе горячего в общеобразовательных организациях, формирование принципов рационального, сбалансированного питания при оказании услуг по организации питания. Реализованы принципы здорового питания, в том числе включающие уменьшение количества потребляемых кондитерских изделий, колбасных изделий, сахара и соли. 1.4. В МР предложены варианты базового меню для разработки региональных типовых меню, учитывающих территориальные, национальные и другие особенности питания населения. II. Организация питания обучающихся в общеобразовательных организациях 2.1. Здоровое питание предусматривает первый прием пищи ребенком дома с учетом режима дня и организации образовательного процесса. 2.2. Обучающиеся общеобразовательных организаций, в зависимости от режима (смены) обучения обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда. Продолжительность перемены для приема пищи должна составлять не менее 20 минут. Обучающиеся первой смены обеспечиваются завтраком во вторую или третью перемены. 2.3. Завтрак должен состоять из горячего блюда и напитка, рекомендуется добавлять ягоды, фрукты и Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 Страница 2 овощи. Завтрак для обучающихся 1-4 классов должен содержать 12-16 г белка, 12-16 г жира и 48-60 г углеводов, для обучающихся старших классов - 15-20 г белка, 15-20 г жира и 60-80 г углеводов. Ассортимент продуктов и блюд завтрака должен быть разнообразным и может включать на выбор: крупяные и творожные блюда, мясные или рыбные блюда, молочные продукты (в том числе сыр, сливочное масло), блюда из яиц, овощи (свежие, тушеные, отварные), макаронные изделия и напитки. 2.4. Обучающиеся во вторую смену обеспечиваются обедом. Не допускается замена обеда завтраком. Обед должен включать закуску (салат или свежие овощи), горячее первое, второе блюдо и напиток. Обед в зависимости от возраста обучающегося, должен содержать 20-25 г белка, 20-25 г жира и 80-100 г углеводов. Для реализации принципов здорового питания целесообразно дополнение блюд свежими фруктами, ягодами. При этом фрукты должны выдаваться поштучно. 2.5. Меню разрабатывается на период не менее двух учебных недель, с учетом требуемых для детей поступления калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов, необходимых для их нормального роста и развития. Меню обеда должно быть составлено с учетом получаемого школьного завтрака. Если на завтрак выдавалось крупяное блюдо (каша, запеканка, макаронные изделия и пр.), то на обед - мясное или рыбное блюдо с овощным гарниром (картофель отварной, пюре, капуста тушеная, овощное рагу и пр.). Для обеспечения биологической ценности в питании детей рекомендуется использовать: - продукты повышенной пищевой ценности, в т.ч. обогащенные продукты (макро - микронутриентами, витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами); - пищевые продукты с ограниченным содержанием жира, сахара и соли. Содержание вносимой в блюдо соли на каждый прием пищи не рекомендуется превышать 1 грамм на человек. При разработке меню рекомендуется руководствоваться следующим: включать блюда, технология приготовления которых обеспечивает сохранение вкусовых качеств, пищевой и биологической ценности продуктов и предусматривает использование щадящих методов кулинарной обработки. Наименования блюд и кулинарных изделий в меню должны соответствовать их наименованиям, указанным в используемых сборниках рецептур. Изготовление готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых указывается рецептура и технология приготовления блюд и кулинарных изделий. В меню не допускается включать повторно одни и те же блюда в течение одного дня и двух последующих дней. При составлении меню (завтраков, обедов, полдников, ужинов) рекомендуется использовать среднесуточные наборы продуктов (приложение 1 к настоящим МР). Меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам (классам) обучающихся (приложение 2 к настоящим МР). На основе предлагаемых вариантов меню могут быть разработаны другие варианты в зависимости от региональных, национальных и других особенностей при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания основных пищевых веществ. Для обучающихся, нуждающихся в лечебном питании, разрабатывается отдельное меню в соответствии с утвержденным набором продуктов для данной патологии. В исключительных случаях (нарушение графика подвоза, отсутствие необходимого запаса продуктов и т.п.) может проводиться замена блюд. Заменяемые продукты (блюда) должны быть аналогичны заменяемому Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 Страница 3 продукту (блюду) по пищевым и биологически активным веществам (приложение 3 к настоящим МР). 2.6. Разрабатываемое для обучающихся 1-4 классов меню должно отвечать следующим рекомендациям: 2.6.1. Энергетическая ценность школьного завтрака должна составлять 400-550 ккал (20-25% от суточной калорийности), обеда - 600-750 ккал (30-35%). 2.6.2. Для общеобразовательных организаций, расположенных в Арктической зоне, необходимо повышать суточную калорийность пищевого рациона на 10%. 2.6.3. Суточный режим питания по отдельным приемам пищи и в зависимости от сменности занятий обучающихся представлен в таблице 1. На домашние завтраки обучающихся в первую смену от суточного потребления в среднем может приходится до 10% энергетической ценности. Таблица 1 Режим питания по приемам пищи Прием пищи 1 смена Часы приема Завтрак Обед Полдник Ужин 9.30-11.00 13.30-14.30 15.30-16.30 18.30-19.30 % к суточной калорийности 20-25 35 10-15 20-25 Прием пищи 2 смена Часы приема Завтрак Обед Полдник Ужин 7.30-8.30 12.30-13.30 15.30-16.30 18.30-19.30 % к суточной калорийности 20-25 30-35 10-15 20-25 2.6.4. При составлении меню необходимо соблюдать требования по массе порций (блюд). Рекомендуемая масса блюд (порций) с учетом возраста обучающихся представлена в таблице 2. Таблица 2 Рекомендуемая масса порций блюд для обучающихся различного возраста Название блюд Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо Напитки (чай, какао, сок, компот молоко, кефир и др.) Закуски (салат, овощи в нарезке и т.п.) Суп Мясо, котлета Гарнир Фрукты (поштучно) Масса порций (в граммах, мл) для обучающихся двух возрастных групп с 7 до 11 лет с 12 лет и старше 150-200 200-250 200 200 60-100 60-150 200-250 250-300 80-120 100-120 150-200 180-230 100-120 100-120 2.7. Информация о питании детей, в том числе меню, доводится до родителей и детей любым доступным способом (размещается в обеденном зале, на доске (стенде) информации, на сайте общеобразовательной организации и т.п.). III. Объемно-планировочные решения и размещение организаций общественного питания в общеобразовательных организациях 3.1. Организациями общественного питания общеобразовательных организаций для обслуживания Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 Страница 4 обучающихся могут быть: - базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных организаций. В базовых организациях питания, столовых общеобразовательных организаций, работающих на продовольственном сырье и (или) полуфабрикатах, должны быть предусмотрены объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять приготовление безопасной, с максимальным сохранением пищевой ценности, кулинарной продукции и ее реализацию; - столовые, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню; - столовые-доготовочные, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов, порционирование и выдача блюд; - буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий, приготовление горячих напитков. 3.2. Питание обучающихся может осуществляться в помещениях, находящихся в основном здании общеобразовательной организации, пристроенных к зданию, или в отдельно стоящем здании. Рекомендуемый набор помещений приведен в приложении 4 к настоящим МР. 3.3. При оснащении пищеблоков необходимо учитывать современные тенденции по использованию технологического оборудования. При оснащении пищеблоков необходимым технологическим оборудованием и кухонной посудой (кастрюли с крышками, противни с крышками, гастроемкости с крышками и т.п.) учитываются количество приготавливаемых блюд, их объемы и виды (1-е, 2-е или 3-е блюдо), ассортимент основных блюд (мясо, рыба, птица), мощность технологического оборудования и т.п. Примерный расчет технологического оборудования и кухонной посуды для пищеблоков: - в соответствии с рецептурными сборниками, расчет закладки продуктов первых и третьих блюд проводится на 1000 мл. Например, при организации обедов для обучающихся в количестве 400 человек необходимо приготовить не менее 100 литров 1-го блюда (400х250 мл) и 80 литров третьего (400х200 мл), следовательно, для первых блюд необходимо иметь не менее 2 кастрюль объемом по 50 л, для третьих - 2 кастрюли объемом по 40 л; - в составе технологического оборудования необходимо предусмотреть наличие не менее 2-х электроплит на 4 конфорки каждая. При наличии электрокотла (объемом не менее 100 л) возможно использование одной электроплиты на 6 конфорок. Объем (выход) готовых гарниров составляет не менее 150 гр, следовательно, для гарниров необходимо наличие не менее 2 кастрюль объемом по 40 л (400х150 гр). Объем (выход) основных блюд (из мяса, рыбы, птицы) составляет не менее 80 гр. Для основных блюд необходимо наличие не менее 2 кастрюль объемом 20 л (400 чел. 80 гр). Для реализации принципов здорового питания, в современных условиях при строительстве, реконструкции, модернизации, капитальных ремонтах пищеблоков, рекомендуется проводить их оснащение пароконвекционными автоматами (пароконвектоматы), в которых возможно одномоментное приготовление основных блюд на всех обучающихся (400-450 чел.). Пароконвектоматы обеспечивают гастроемкостями установленных техническим паспортом объемов и конфигураций. Количество пароконвектоматов рассчитывается, исходя из производственной мощности и количества обучающихся. С учетом использования щадящих методов приготовления блюд (парение, тушение, припускание и т.п.) и современных технологий приготовления основных блюд на пищеблоке необходимо наличие электрического духового (или жарочного) шкафа (на 3 или 4 секции), электросковороды. Для раздачи основных блюд, приготовленных и (или) подаваемых с соусами, необходимо наличие на Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 Страница 5 пищеблоке специального кухонного инвентаря (разливочные ложки, соусницы) с мерной меткой установленных объемов (50, 75 мл и т.д.). Для соусов необходимо наличие не менее 3 кастрюль объемом по 10 л. (400 чел. 75 мл). Для раздачи блюд жидкой (полужидкой) консистенции (первые, третьи блюда, жидкие каши, молочные супы и т.п.) необходимо наличие на пищеблоке специального кухонного инвентаря (ковши) с длиной ручки, позволяющей при приготовлении и раздаче перемешивать весь объем блюда в кастрюле, с мерной меткой установленных объемов (200, 250 мл и т.д.). 3.4. Производственные помещения пищеблоков оснащаются достаточным количеством холодильного оборудования для обеспечения условий, сроков хранения и товарного соседства различных видов продуктов и сырья. 3.5. Всё установленное в производственных помещениях технологическое и холодильное оборудование должно находиться в исправном состоянии. В случае выхода из строя какого-либо технологического оборудования необходимо внести изменения в меню. Ежегодно перед началом нового учебного года проводится технический контроль технологического оборудования. исправности 3.6. При доставке готовых блюд и холодных закусок в буфеты-раздаточные должны использоваться изотермические емкости, внутренняя поверхность которых выполнена из материалов, отвечающих требованиям, предъявляемым к материалам, разрешенным для контакта с пищевыми продуктами и поддерживает требуемый температурный режим. 3.7. В буфетах-раздаточных должны быть предусмотрены объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять реализацию блюд, кулинарных изделий, а также приготовление горячих напитков и отдельных блюд. Буфеты-раздаточные оборудуются минимальным набором помещений и оборудования: - не менее 2-х моечных ванн (или одной 2-х секционной) с обеспечением горячей и холодной воды к ним через смесители с душевыми насадками; - раковина для мытья рук; - два цельнометаллических производственных стола: один - для термоконтейнеров, второй - для нарезки (хлеба, овощей, сыра, масла и т.п.); - холодильник (холодильный шкаф); - стеллаж (шкаф) для хранения чистых: кухонного разделочного инвентаря, ножей, досок, столовой посуды и приборов. Перед входом в комнату для приема пищи или непосредственно в комнате устанавливается не менее 2-х раковин для мытья рук обучающихся. 3.8. Порционирование и раздача блюд осуществляется персоналом пищеблока в одноразовых перчатках, кулинарных изделий (выпечка и т.п.) - с использованием специальных щипцов. IV. Обеспечение контроля качества и организации питания обучающихся 4.1. Общеобразовательная организация является ответственным лицом за организацию и качество горячего питания обучающихся. 4.2. Независимо от организационных правовых форм, юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией и (или) обеспечением горячего питания обучающихся обеспечивают реализацию мероприятий, направленных на охрану здоровья обучающихся, в том Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 Страница 6 числе: - соблюдение требований качества и безопасности, сроков годности, поступающих на пищеблок продовольственного сырья и пищевых продуктов; - проведение производственного контроля, основанного на принципах ХАССП; - проведение лабораторного контроля качества и безопасности готовой продукции в соответствии с рекомендуемой номенклатурой, объемом и периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований (приложение 5 к настоящим МР). Лабораторные и инструментальные исследования обеспечивают подтверждение безопасности приготовляемых блюд, их соответствие гигиеническим требованиям, предъявляемых к пищевым продуктам, а также - подтверждение безопасности контактирующих с пищевыми продуктами предметами производственного окружения. 4.3. Общеобразовательная организация разъясняет принципы здорового питания и правила личной гигиены обучающимся. 4.4. Во время организации внеклассной работы педагогическому коллективу рекомендуется проведение бесед, лекций, викторин, иных форм и методов занятий по гигиеническим навыкам и здоровому питанию, в том числе о значении горячего питания, пищевой и питательной ценности продуктов, культуры питания. 4.5. Наглядными формами прививания навыков здорового питания могут быть плакаты, иллюстрированные лозунги в столовой, буфете, в "уголке здоровья" и т.п. 4.6. Решение вопросов качественного и здорового питания обучающихся, пропаганда основ здорового питания рекомендуется организовывать во взаимодействии образовательной организации с общешкольным родительским комитетом, общественными организациями. 4.7. При подготовке к проведению конкурсных процедур (аукционов) по поставке продуктов и (или) организации питания обучающимся общеобразовательной организацией или лицом, ответственным за проведением данных процедур, определяются виды и количественные объемы необходимых продуктов, а также предъявляются технические характеристики качества каждого наименования продукта (приложение 6 к настоящим МР). Данные характеристики учитываются и при определении прямых поставок продукции (без конкурсных процедур). 4.8. При подготовке технического задания на проведение конкурса (аукциона и пр.) на поставку продуктов, необходимо вносить такие характеристики, как калибровка фруктов (определение среднего веса (яблока 100-120 гр, мандарин - 60-70 гр и др.); кроме того, обязательными условиями является соответствие продуктов (по наименованиям, группам) требованиям технических регламентов. V. Организация мониторинга горячего питания 5.1. Мониторинг горячего питания проводится с целью оценки эффективности организации горячего здорового питания обучающихся в общеобразовательных организациях, повышения доступности здорового питания, формирования у обучающихся навыков здорового питания. Мониторинг проводят учредитель общеобразовательной организации, государственные и муниципальные органы управления образованием и орган управления общеобразовательной организацией. 5.2. Показателями мониторинга горячего питания являются: - количество обучающихся всего, в т.ч. 1-4 классов, 5-11 классов; - количество обучающихся в первую смену всего, в т.ч. 1-4 классов, 5-11 классов; - количество обучающихся во вторую смену всего, в т.ч. 1-4 классов, 5-11 классов; - тип пищеблока (столовые, работающие на продовольственном сырье, столовые, работающие на Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 Страница 7 полуфабрикатах (доготовочные), буфеты-раздаточные); - количество посадочных мест в обеденном зале; - соответствие меню положениям настоящих рекомендаций; - организация и проведение производственного контроля и лабораторных исследований (испытаний) в соответствии с положениями настоящих рекомендаций; - наличие родительского (общественного контроля) за организацией питания детей; - объем и вид пищевых отходов после приема пищи; - информация по выполнению контрактных обязательств о качестве и безопасности поставляемых пищевых продуктов; - удовлетворенность питанием обучающихся и родителей. 5.3. С целью автоматизации процедур сбора и оценки показателей используются программные средства. Приложение 1 к МР 2.4.0179-20 Среднесуточные наборы пищевых продуктов, в том числе, используемые для приготовления блюд и напитков, для обучающихся общеобразовательных организаций (в нетто г, мл, на 1 ребенка в сутки) N 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Наименование пищевой продукции или группы пищевой продукции Хлеб ржаной Хлеб пшеничный Мука пшеничная Крупы, бобовые Макаронные изделия Картофель Овощи (свежие, мороженые, консервированные), включая соленые и квашеные*, в т.ч. томат-пюре, зелень, г Фрукты свежие Сухофрукты Соки плодоовощные, напитки витаминизированные, в т.ч. инстантные Мясо 1-й категории Субпродукты (печень, язык, сердце) Птица (цыплята-бройлеры потрошеные - 1 кат) Рыба (филе), в т.ч. филе слабо или малосоленое Молоко 2,5%; 3,5% Кисломолочная пищевая продукция Творог (не более 9% м.д.ж.) Сыр Сметана (не более 15% м.д.ж.) Масло сливочное Масло растительное Яйцо, шт. Сахар** Кондитерские изделия Чай Итого за сутки 7-11 лет 12 лет и старше 80 120 150 200 15 20 45 50 15 20 187 187 280 320 185 15 200 185 20 200 70 15 35 58 300 150 50 10 10 30 15 1 30 10 0,4 78 20 53 77 300 180 60 12 10 35 18 1 35 15 0,4 Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 26 27 28 29 30 31 Какао-порошок Кофейный напиток Дрожжи хлебопекарные Крахмал Соль пищевая поваренная йодированная Специи Страница 8 1,2 2 1 3 3 2 1,2 2 2 4 5 2 Примечание: в период проведения спортивных соревнований, сборов (игр), слетов и т.п. нормы питания должны быть увеличены не менее чем на 10%. * - соленые и квашеные овощи - не более 10% от общего количества овощей. ** - в том числе для приготовления блюд и напитков, в случае использования пищевой продукции промышленного выпуска, содержащих сахар, выдача сахара должна быть уменьшена в зависимости от его содержания в используемом готовой пищевой продукции. Приложение 2 к МР 2.4.0179-20 Вариант 1. Примерное меню завтраков для обучающихся 1-4-х и 5-11-х классов Название блюда 1 НЕДЕЛЯ Понедельник Каша гречневая молочная Чай* Хлеб ** Масло сливочное Сыр (Российский и др) Итого Вторник Омлет натуральный Зеленый горошек отварной консервированный Кофейный напиток Хлеб ** Масло сливочное Итого Среда Рыба припущенная Картофельное пюре Чай с лимоном* Хлеб ** Масло сливочное Итого Четверг Запеканка творожно-морковная со сметанным соусом Какао с молоком Хлеб ** Масло сливочное Итого Пятница Макаронные изделия с тертым сыром 1-4 классы 5-11 классы Выход (вес) порции (мл или Выход (вес) порции (мл или гр) гр) 200 200 30 10 15 455 220 200 30 10 15 475 140 25 200 30 10 405 160 30 200 30 10 430 80 150 200/7 30 10 477 100 180 200/7 30 10 527 200/15 200 30 10 455 220/20 200 30 10 480 180 200 Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 Страница 9 Чай* 200 200 Хлеб ** Масло сливочное Итого 30 10 420 30 10 440 200 200 30 10 15 455 220 200 30 10 15 475 200/15 200 30 10 455 220/20 200 30 10 480 200 200 30 10 15 455 220 200 30 10 15 475 200 15 200 30 10 455 220 20 200 30 10 480 80 150 200/7 30 10 477 100 180 200/7 30 10 527 2 НЕДЕЛЯ Понедельник Каша пшённая молочная Чай фруктовый* Хлеб ** Масло сливочное Сыр (Российскийи др) Итого Вторник Запеканка рисовая со сметанным соусом Какао с молоком Хлеб** Масло сливочное Итого Среда Каша овсяная молочная Чай* Хлеб** Масло сливочное Сыр (Российский и др) Итого Четверг Пудинг творожный с изюмом Подлива фруктовая Кофейный напиток Хлеб** Масло сливочное Итого Пятница Биточки (мясо или птица) Макаронные изделия Чай с лимоном* Хлеб** Масло сливочное Итого Вариант 2. Примерное меню завтраков для обучающихся 1-4-х и 5-11-х классов Название блюда 1 НЕДЕЛЯ Понедельник Суп молочный с макаронными изделиями Чай* Сыр (Российский и др) Масло сливочное Хлеб** Итого 1-4 классы 5-11 классы Выход (вес) порции (мл или Выход (вес) порции (мл или гр) гр) 200 200 15 10 30 455 220 200 15 10 30 475 Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 Страница 10 Вторник Омлет натуральный Морковь тертая с р/м Кофейный напиток Хлеб** Масло сливочное Сыр (Российский и др) Итого 140 60 200 30 10 15 430 160 80 200 30 10 15 495 200 200 125 30 555 220 200 125 30 575 200/15 200 30 10 455 220/20 200 30 10 480 80 150 200 30 460 100 180 200 30 510 200 15 200/7 30 10 462 220 15 200/7 30 10 482 80 150 200 30 10 470 100 180 200 30 10 520 25 140 200 30 15 410 30 160 200 30 15 435 200 200 30 10 220 200 30 10 Среда Запеканка рисовая Кисель из ягод (замороженных или свежих) Йогурт порционный Хлеб** Итого Четверг Сырники творожно-морковные с соусом молочным Какао с молоком Хлеб** Масло сливочное Итого Пятница Тефтели рыбные Картофельное пюре Компот из сухофруктов Хлеб** Итого 2 НЕДЕЛЯ Понедельник Каша манная молочная Сыр (Российский и др) Чай с лимоном* Хлеб** Масло сливочное Итого Вторник Биточки (мясо или птица) Макаронные изделия отварные Какао с молоком Хлеб** Масло сливочное Итого Среда Кукуруза консервированная отварная Омлет натуральный Кофейный напиток Хлеб** Сыр (Российский и др) Итого Четверг Каша вязкая молочная из пшеничной крупы Чай * Хлеб** Масло сливочное Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 Страница 11 Сыр (Российский и др) Итого 15 455 15 475 Пятница Тефтели (мясо или птица) Каша гречневая рассыпчатая Овощи свежие в нарезке Сок фруктовый Хлеб** Итого 80 150 60 200 30 520 100 180 80 200 30 590 Примечание: * - можно готовить без добавления сахара, при подаче сахар можно подавать порционно (фасованный) или в сахарнице. ** - отдавать предпочтение хлебу 2 сорта, обогащенным видам, в том числе с пищевыми волокнами. Вариант 1. Примерное меню обедов для обучающихся 1-4-х и 5-11-х классов Название блюда 1 НЕДЕЛЯ Понедельник Салат зеленый с помидорами с р/м Суп гороховый Биточки (мясо, птица) Овощное рагу Компот из сухофруктов Хлеб пшеничный Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) Итого Вторник Огурцы свежие (или соленые) в нарезке Борщ со сметаной Рыба припущенная Картофель отварной (запеченный) Кисель из ягод (замороженных или свежих) Хлеб пшеничный Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) Итого Среда Салат из свежих овощей с р/м Суп рисовый с картофелем Бефстроганов Макаронные изделия отварные Компот из плодов сухих (шиповник)* Хлеб пшеничный Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) Итого Четверг Помидор свежий (или соленый) в нарезке Щи из свежей капусты 1-4 классы 5-11 классы Выход (вес) порции (мл или Выход (вес) порции (мл или гр) гр) 60 250 80 150 200 20 30 790 60 250 100 180 200 20 30 840 60 250/10 80 150 200 20 30 800 60 250/10 100 180 200 20 30 850 60 250 80 150 200 20 30 790 60 250 100 180 200 20 30 840 60 250 60 250 Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 Страница 12 Плов из птицы 200 250 Компот из свежих яблок Хлеб пшеничный Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) Итого Пятница Салат из моркови с яблоком с р/м Суп с макаронными изделиями Печень по-строгановски Картофельное пюре Кисель из ягод (замороженных или свежих) Хлеб пшеничный Хлеб ржаной Итого 2 НЕДЕЛЯ Понедельник Овощи свежие (или соленые) в нарезке Суп овощной со сметаной Тефтели (мясные) Рис припущенный Компот из свежих яблок Хлеб пшеничный Хлеб ржаной Итого Вторник Салат зеленый с огурцом с р/м Рассольник по-ленинградски Рыба, запеченная с картофелем по-русски Сок фруктовый (овощной) Хлеб пшеничный Хлеб ржаной Итого Среда Салат витаминный с р/м Суп картофельный с рисовой крупой Котлеты (мясо или птица) Макаронные изделия Компот из сухофруктов Хлеб пшеничный Хлеб ржаной Итого Четверг Помидор свежий (или соленый) в нарезке Борщ со сметаной Жаркое по-домашнему Кисель из ягод (замороженных или свежих) Хлеб пшеничный Хлеб ржаной Итого Пятница Салат из моркови с яблоками с р/м Суп рыбный 200 20 30 760 200 20 30 810 60 250 80 150 200 20 30 790 60 250 100 180 200 20 30 840 60 250/10 80 150 200 20 30 800 60 250/10 100 180 200 20 30 850 60 250 200 200 20 30 760 60 250 250 200 20 30 810 60 250 80 150 200 20 30 790 60 250 100 180 200 20 30 840 60 250/10 200 200 20 30 770 60 250/10 250 200 20 30 820 60 250 60 250 Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 Страница 13 Котлета рубленая (мясо или птица), запеченная с соусом молочным Каша гречневая рассыпчатая 100 120 150 180 Компот из плодов сухих (шиповник)* Хлеб пшеничный Хлеб ржаной Итого 200 20 30 810 200 20 30 860 Примечание: * - рекомендуется готовить без добавления сахара, при подаче сахар можно подавать порционно (фасованный). Вариант 2. Примерное меню обедов для обучающихся 1-4-х и 5-11-х классов Название блюда 1 НЕДЕЛЯ Понедельник** Салат из свеклы с р/м Суп крестьянский с крупой Бефстроганов Капуста тушеная Компот из сухофруктов Хлеб пшеничный Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) Итого Вторник Икра кабачковая Щи из свежей (или квашеной) капусты с картофелем Рыба припущенная Картофельное пюре Кисель из ягод (замороженных или свежих) Хлеб пшеничный Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) Итого Среда Капуста квашеная Суп картофельный с макаронными изделиями Тефтели (мясо, птица) Каша гречневая рассыпчатая Компот из плодов сухих (шиповник)* Хлеб пшеничный Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) Итого Четверг Салат из моркови с р/м Борщ с картофелем и фасолью Плов из мяса (птицы) Напиток клюквенный Хлеб пшеничный 1-4 классы 5-11 классы Выход (вес) порции (мл или Выход (вес) порции (мл или гр) гр) 60 250 80 150 200 20 30 790 60 250 100 180 200 20 30 840 60 250 80 150 200 20 30 790 60 250 100 180 200 20 30 840 60 250 80 150 200 20 30 790 60 250 100 180 200 20 30 840 60 250 200 200 20 60 250 250 200 20 Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) Итого Пятница Огурец соленый Суп овощной с мясными фрикадельками Котлета рыбная Картофель отварной Кисель из ягод (замороженных или свежих) Хлеб пшеничный Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) Итого 2 НЕДЕЛЯ Понедельник Овощи свежие (или соленые) в нарезке (огурцы) Борщ со сметаной Тефтели (мясные) Вермишель отварная Компот из ягод (замороженных или свежих) Хлеб пшеничный Хлеб ржаной Итого Вторник Салат из свеклы с р/м Суп рыбный Куры тушеные Рис припущенный Компот из плодов сухих (изюм)* Хлеб пшеничный Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) Итого Среда Салат картофельный с зеленым горошком с р/м Суп овощной Жаркое по-домашнему Компот из сухофруктов Хлеб пшеничный Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) Итого Четверг Винегрет с р/м Рассольник по-ленинградски Рыба тушеная в томате с овощами Кисель из ягод (замороженных или свежих) Хлеб пшеничный Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) Итого Пятница Овощи в нарезке - огурец свежий Борщ со сметаной Биточки (мясо или птица) Каша рисовая Напиток клюквенный Хлеб пшеничный Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) Страница 14 30 760 30 810 60 250/20 80 150 200 20 30 810 60 250/20 100 180 200 20 30 860 60 250/10 80 150 200 20 30 800 60 250/10 100 180 200 20 30 850 60 250 80 150 200 20 30 790 60 250 100 180 200 20 30 840 60 250 200 200 20 30 760 60 250 250 200 20 30 810 60 250 200 200 20 30 760 60 250 250 200 20 30 810 60 250/10 80 150 200 20 30 60 250/10 100 180 200 20 30 Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 Итого Страница 15 800 850 Примечание: * - рекомендуется готовить без добавления сахара, при подаче сахар можно подавать порционно (фасованный). Приложение 3 к МР 2.4.0179-20 Таблица замены пищевой продукции в граммах (нетто) с учетом их пищевой ценности Вид пищевой продукции Мясо говядины Масса, г 100 Молоко питьевое 3,2% м.д.ж. 100 Творог 9% 100 Яйцо куриное (1 шт.) 40 Рыба (филе) 100 Картофель 100 Фрукты свежие 100 Вид пищевой продукции-заменитель Мясо кролика Печень говяжья Мясо птицы Рыба (филе) Творог 9% Баранина II кат. Конина I кат. Мясо лося (промышленного производства) Оленина (промышленного производства) Консервы мясные Творог 9% Мясо (говядина I кат.) Мясо (говядина II кат.) Рыба (филе) Сыр Яйцо куриное Мясо говядина Рыба (филе) Творог 9% Мясо (говядина) Рыба (филе) Молоко цельное Сыр Мясо (говядина) Творог 9% Капуста белокочанная Капуста цветная Морковь Свекла Бобы (фасоль), в том числе консервированные Горошек зеленый Горошек зеленый консервированный Кабачки Фрукты консервированные Соки фруктовые Соки фруктово-ягодные Сухофрукты: Яблоки Чернослив Курага Масса, г 96 116 97 120 120 97 104 95 104 120 20 15 15 20 10 20 90 100 30 30 35 200 20 85 100 370 80 240 190 33 40 64 300 200 200 200 15 15 15 Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 Изюм Страница 16 20 Приложение 4 к МР 2.4.0179-20 Рекомендуемый минимальный перечень оборудования производственных помещений пищеблоков общеобразовательных организаций Наименование производственного помещения Склады Оборудование Стеллажи, подтоварники, среднетемпературные и низкотемпературные холодильные шкафы (при необходимости), психрометр Овощной цех (первичной Производственные столы (не менее двух), картофелеочистительная и обработки овощей) овощерезательная машины, моечные ванны (не менее двух), раковина для мытья рук Овощной цех (вторичной Производственные столы (не менее двух), моечная ванна (не менее двух), обработки овощей) универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина, холодильник, раковина для мытья рук Холодный цех Производственные столы (не менее двух), контрольные весы, среднетемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения "товарного соседства" и хранения необходимого объема пищевых продуктов), универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина, бактерицидная установка для обеззараживания воздуха, моечная ванна для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов, контрольные весы, раковина для мытья рук Мясо-рыбный цех Производственные столы (для разделки мяса, рыбы и птицы) - не менее трех, контрольные весы, среднетемпературные и, при необходимости, низкотемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения "товарного соседства" и хранения необходимого объема пищевых продуктов), электромясорубка, моечные ванны (не менее двух), раковина для мытья рук. В базовых предприятиях питания предусматривается наличие фаршемешалки и котлетоформовочного автомата Помещение для обработки Производственный стол, три моечных ванны (емкости), емкость для обработанного яиц яйца, раковина для мытья рук Мучной цех Производственные столы (не менее двух), тестомесильная машина, контрольные весы, пекарский шкаф, стеллажи, моечная ванна, раковина для мытья рук. В данном производственном помещении должны быть обеспечены условия для просеивания муки Доготовочный цех Производственные столы (не менее трех), контрольные весы, среднетемпературные и низкотемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения "товарного соседства" и хранения необходимого объема полуфабрикатов), овощерезка, моечные ванны (не менее трех), раковина для мытья рук, настенные часы Помещение для нарезки Производственный стол, хлеборезательная машина, шкаф для хранения хлеба, хлеба раковина для мытья рук Горячий цех Производственные столы (не менее двух: для сырой и готовой продукции), электрическая плита, электрическая сковорода, духовой (жарочный) шкаф или пароконветомат, электропривод для готовой продукции, электрокотел, контрольные весы, раковина для мытья рук, настенные часы Раздаточная зона Мармиты для первых, вторых и третьих блюд и холодильным прилавком (витриной, секцией) Моечная для мытья Производственный стол, посудомоечная машина, трехсекционная ванна для мытья столовой посуды столовой посуды, двухсекционная ванна - для стеклянной посуды и столовых приборов, стеллаж (шкаф), раковина для мытья рук Моечная кухонной посуды Производственный стол, две моечные ванны, стеллаж, раковина для мытья рук Моечная тары Двухсекционная моечная ванна Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 Страница 17 Производственное помещение буфетараздаточной Производственные столы (не менее двух), электроплита, холодильные шкафы (не менее двух), раздаточную, оборудованную мармитами; посудомоечную, раковина для мытья рук Посудомоечная буфетараздаточной Комната приема пищи Трехсекционная ванна для мытья столовой посуды, двухсекционная ванна - для стеклянной посуды и столовых приборов, стеллаж (шкаф), раковина для мытья рук Производственный стол, электроплита, холодильник, шкаф, моечная ванна, раковина для мытья рук Приложение 5 к МР 2.4.0179-20 Рекомендуемая номенклатура, объем и периодичность проведения лабораторных и инструментальных исследований в организациях питания общеобразовательных организаций Вид исследований Микробиологические исследования проб готовых блюд на соответствие требованиям санитарного законодательства Калорийность, выход блюд и соответствие химического состава блюд рецептуре Контроль проводимой витаминизации блюд Микробиологические исследования смывов на наличие санитарнопоказательной микрофлоры (БГКП) Микробиологические исследования смывов на наличие возбудителей иерсиниозов Объект исследования (обследования) Салаты, сладкие блюда, напитки, вторые блюда, гарниры, соусы, творожные, яичные, овощные блюда Рацион питания Третьи блюда Объекты производственного окружения, руки и спецодежда персонала Оборудование, инвентарь в овощехранилищах и складах хранения овощей, цехе обработки овощей Исследования смывов на наличие яиц Оборудование, инвентарь, тара, гельминтов руки, спецодежда персонала, сырые пищевые продукты (рыба, мясо, зелень) Исследования питьевой воды на Питьевая вода из разводящей сети соответствие требованиям санитарных помещений: моечных столовой и норм, правил и гигиенических нормативов кухонной посуды; цехах: овощном, по химическим и микробиологическим холодном, горячем, доготовочном показателям (выборочно) Количество, не менее 2-3 блюда исследуемого приема пищи Кратность, не реже 2 раза в год 1 1 раз в год 1 блюдо 2 раза в год 5-10 смывов 1 раз в год 5-10 смывов 1 раз в год 5 смывов 1 раз в год 2 пробы 1 раз в год Приложение 6 к МР 2.4.0179-20 СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТАХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ N п/п 1. 2. 3. 4. 5. Наименование пищевой продукции абрикосы свежие абрикосы сушеные без косточки (курага) апельсины свежие баклажаны свежие бананы свежие Характеристики пищевой продукции (соответствие требованиям*) ГОСТ 32787/2014 ГОСТ 32896-2014 ГОСТ 34307/2017 ГОСТ 31821-2012 ГОСТ Р 51603-2000 Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 6. 7. 8. 9. 10. брусника быстрозамороженная варенье виноград сушеный вишня быстрозамороженная горох шлифованный: целый или колотый 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. горошек зеленый быстрозамороженный горошек зеленый консервированный груши свежие джем зелень свежая (лук, укроп) йогурт или биойогурт кабачки (цукини) быстрозамороженные кабачки свежие какао-напиток витаминизированный быстрорастворимый капуста белокочанная свежая раннеспелая, среднеспелая, среднепоздняя и позднеспелая капуста брокколи быстрозамороженная капуста брюссельская быстрозамороженная капуста квашеная капуста китайская (пекинская) свежая капуста свежая очищенная в вакуумной упаковке (белокочанная или краснокочанная) капуста цветная быстрозамороженная капуста цветная свежая картофель продовольственный свежий картофель свежий очищенный в вакуумной упаковке киви свежие кисель кислота лимонная клубника быстрозамороженная клюква быстрозамороженная икра овощная из кабачков консервы рыбные крахмал картофельный крупа гречневая ядрица крупа кукурузная шлифованная крупа овсяная крупа пшеничная крупа пшено шлифованное крупа рис шлифованный крупа ячменная перловая кукуруза сахарная в зернах, консервированная лавровый лист лимоны свежие лук репчатый свежий лук репчатый свежий очищенный в вакуумной упаковке мак пищевой макаронные изделия группы А (вермишель, лапша) яичные малина быстрозамороженная мандарины свежие (не ниже 1 сорта) масло подсолнечное масло сладко-сливочное несоленое мед натуральный 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. Страница 18 ГОСТ 33823-2016 ГОСТ 34113-2017 ГОСТ 6882-88. ГОСТ 33823-2016 ГОСТ 6201-68 с 01.11.2020 ГОСТ 28674-2019 ГОСТ Р 54683-2011 ГОСТ 34112-2017 ГОСТ 33499/2015 ГОСТ 31712-2012 ГОСТ 34214-2017, ГОСТ 32856-2014 ГОСТ 31981/2013 ГОСТ Р 54683-2011 ГОСТ 31822-2012 ГОСТ 108-2014 ГОСТ Р 51809-2001 ГОСТ Р 54683-2011 ГОСТ Р 54683-2011 ГОСТ 34220-2017 ГОСТ 34323-2017 ТУ изготовителя ГОСТ Р 54683-2011 ГОСТ 33952-2016. ГОСТ 7176-2017 ТУ изготовителя ГОСТ 31823/2012 ГОСТ 18488-2000 ГОСТ 908-2004 ГОСТ 33823-2016 ГОСТ 33823-2016 ГОСТ 2654-2017 ГОСТ 7452-2014, ГОСТ 32156-2013 ГОСТ Р 53876-2010 ГОСТ Р 55290-2012 ГОСТ 6002-69 ГОСТ 3034-75 ГОСТ 276-60 ГОСТ 572-2016 ГОСТ 6292-93 ГОСТ 5784-60 ГОСТ 34114-2017 ГОСТ 17594-81 ГОСТ 34307/2017 ГОСТ 34306-2017 ТУ изготовителя ГОСТ Р 52533-2006 ГОСТ 31743-2017 ГОСТ 33823-2016 ГОСТ 34307/2017 ГОСТ 1129-2013 ГОСТ 32261-2013 ГОСТ 19792-2017 Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 57. молоко питьевое Страница 19 ГОСТ 32252-2013 ГОСТ 31450-2013 58. молоко цельное сгущенное с сахаром ГОСТ 31688-2012 59. молоко стерилизованное концентрированное ГОСТ 3254/2017* ________________ * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 34254-2017 . - Примечание изготовителя базы данных. 60. морковь столовая свежая ГОСТ 32284-2013 61. мука пшеничная хлебопекарная ГОСТ 26574-2017 62. мясо, замороженное в блоках - говядина, для детского ГОСТ 31799-2012 питания 63. мясо индейки охлажденное, замороженное ГОСТ Р 52820-2007 64. натрий двууглекислый (сода пищевая) ГОСТ 2156-76 65. нектарины свежие ГОСТ 34340/2017 66. нектары фруктовые и фруктово-овощные ГОСТ 32104-2013 67. огурцы консервированные без добавления уксуса ТУ производителя 68. огурцы свежие ГОСТ 33932-2016 69. огурцы соленые стерилизованные (консервированные без ГОСТ 34220-2017 добавления уксуса) 70. перец сладкий свежий ГОСТ 34325-2017 71. плоды шиповника сушеные ГОСТ 1994-93 72. повидло ГОСТ 32099-2013 73. полуфабрикаты мясные крупнокусковые бескостные ГОСТ Р 54754-2011 74. полуфабрикаты натуральные кусковые (мясокостные и ГОСТ 31465-2012 бескостные) из мяса индейки охлажденные, замороженные 75. полуфабрикаты натуральные кусковые (мясокостные и ГОСТ 31465-2012 бескостные) из мяса кур и мяса цыплят-бройлеров охлажденные 76. редис свежий ГОСТ 34216-2017 77. рыба мороженая (треска, пикша, сайра, минтай, хек, окунь ГОСТ 32366-2013 морской, судак, кефаль, горбуша, кета, нерка, семга, форель) 78. салат свежий (листовой, кочанный) ГОСТ 33985-2016 79. сахар-песок или сахар белый кристаллический ГОСТ 33222-2015 80. сахар-песок или сахар белый кристаллический порционный ГОСТ 33222-2015 81. свекла свежая очищенная в вакуумной упаковке ТУ изготовителя 82. свекла столовая свежая ГОСТ 32285-2013 83. сиропы на плодово-ягодном, плодовом или ягодном сырье ГОСТ 28499-2014 (без консервантов) в ассортименте 84. слива свежая ГОСТ 32286/2013 85. сметана ГОСТ 31452-2012 86. смородина черная быстрозамороженная ГОСТ 33823-2016 87. соль поваренная пищевая выварочная йодированная ГОСТ Р 51574-2018 88. субпродукты - печень ГОСТ 31799-2012 89. сухари панировочные из хлебных сухарей высшего сорта ГОСТ 28402-89 90. сыры полутвердые ГОСТ 32260-2013 91. творог (не выше 9% жирности) ГОСТ 31453-2013 92. томатная паста или томатное пюре без соли ГОСТ 3343-2017 93. томаты свежие ГОСТ 34298-2017 94. тушки цыплят-бройлеров потрошенные охлажденные, ГОСТ Р 52306-2005 замороженные 95. фасоль продовольственная белая или красная ГОСТ 7758-75 96. фруктовая смесь быстрозамороженная ГОСТ 33823-2016 97. фрукты косточковые сушеные (чернослив) ГОСТ 32896-2014 98. хлеб белый из пшеничной муки ГОСТ 26987-86, ГОСТ 31752-2012. Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет МР 2.4.0179-20 Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации от 18.05.2020 N 2.4.0179-20 Страница 20 99. хлеб из смеси муки ржаной хлебопекарной обдирной и ГОСТ 31752-2012, ГОСТ 31807-2018, пшеничной хлебопекарной ГОСТ 26983-2015 100. хлеб зерновой ГОСТ 25832-89 101. хлеб из муки пшеничной хлебопекарной, обогащенный ТУ изготовителя витаминами и минералами 102. хлопья овсяные (вид геркулес, экстра.) ГОСТ 21149-93 103. чай черный байховый в ассортименте ГОСТ Р 32573-2013* ________________ * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 32573-2013. - Примечание изготовителя базы данных. 104. черешня свежая ГОСТ 33801/2016 105. яблоки свежие ГОСТ 34314/2017 106. ядро ореха грецкого ГОСТ 16833-2014 107. яйца куриные столовые ГОСТ 31654-2012 108. крупа манная ГОСТ 7022-97 с 01.11.2020 ГОСТ 7022-2019 Примечание: * по ГОСТ или по ТУ изготовителя с показателями не ниже ГОСТ. Электронный текст документа подготовлен АО "Кодекс" и сверен по: официальный сайт Роспотребнадзора www.rospotrebnadzor.ru по состоянию на 10.06.2020 Документ приводится с текстом ИС «Кодекс: 6 поколение» Интранет