ДОП Школьный театр 2024-2025 с изм

Раздел 1: «Комплекс основных характеристик образования»
Пояснительная записка
Программа ориентирована на всесторонне развитие личности, его неповторимой
индивидуальности. Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную,
воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к
подготовке выступлений. Актерский тренинг-основная форма занятий в театральном
объединении, позволяет обнулить все негативные эмоции, которые при скапливании
приводят к агрессии. Творческая театральная деятельность является активным средством
развития творческих способностей, способствует развитию у обучающихся
наблюдательности, фантазии, учит образному восприятию окружающего мира, вводит
обучающихся в мир прекрасного, пробуждает способность к состраданию и
сопереживанию, развивает речь, активизирует мышление и познавательный интерес, а
главное-раскрепощает творческие возможности ребенка и помогает его психологической
адаптации в коллективе.
Программа «Школьный театр» реализуются в рамках Федерального проекта
«Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Направленность: художественная
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2.
Национальный проект «Образование».
3.
Конвенция ООН о правах ребенка.
4.
Приоритетный проект от 30.11.2016 г. №11 «Доступное дополнительное
образование для обучающихся», утвержденный протоколом заседания президиума при
Президенте РФ.
5.
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования обучающихся до 2030 года».
6.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
7.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования обучающихся» (с изменениями и дополнениями).
9.
Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных)
услуг в социальной сфере».
10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О
направлении
информации» (вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы).
11. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления обучающихся и молодежи».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г.
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования».
14. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014г. №1601 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
обучающихся и взрослых».
16. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
17. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включая обучающихсяинвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»).
18. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г.
№882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
19. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по
независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»).
20. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации независимой оценки качества дополнительного образования обучающихся»).
21. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении
Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об
образовательной организации».
22. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
14.08.2020г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
и формату предоставления информации».
23. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об
образовании».
24. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении
Региональных
требований
к
регламентации
деятельности
государственных
образовательных учреждений дополнительного образования обучающихся в КабардиноБалкарской Республике».

25. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении
Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования
обучающихся в КБР».
26. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении
Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования
обучающихся в Кабардино-Балкарской Республике».
27. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые и модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и
экспертизе качества авторских дополнительных общеразвивающих программ»).
28. Постановление от 14.09.2020 г. №586-п «Об утверждении Положения о
персонифицированном дополнительном образовании обучающихся в Терском
муниципальном районе».
29. Устав МКОУ СОШ с.п. Н-Хамидие.
30. Иные локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность
дополнительного образования обучающихся.

Актуальность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный
театр» направлена на развитие творческих способностей обучающихся, расширение их
кругозора и получение базового объема компетенций в области театрального искусства.
Программа «Школьный театр» актуальна, так как обеспечивает удовлетворение
индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии и
направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся,
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся. Театр – это игра! Игра
актеров, игра образов, игра режиссерской мысли… С раннего возраста игра определяет
развитие ребенка, а потому театр начинается с детства. Кто в детстве не представлял себя
на сцене: робко один на один с зеркалом или на сцене детского театрального коллектива…
Театральный коллектив в школе – это, в первую очередь, коллектив единомышленников,
поэтому так важно сформировать из детской театральной группы настоящую, дружную
команду. Театральная деятельность тесно связана с понятием общение. Общение –
важнейшая часть человеческой жизни, столь же необходимая как воздух и вода. В ходе
общения люди обмениваются результатами своей деятельности, информацией, чувствами.
Новизна: весь процесс обучения построен на игровом методе современных
технологий проведения занятий. Он придает учебно-воспитательному процессу
привлекательную форму, облегчает процесс изучения сценической культуры, повышает
эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и
творческих способностей ребенка.
Отличительные особенности программы
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие
учащихся, воспитание у них интереса к театральному искусству. Программа
предназначена для обучающихся 1-11 классов общеобразовательной школы. В программе
предусматривается определенная последовательность прохождения тем. Для успешной

реализации программы используются различные методические разработки и наглядные
пособия.
Возраст
детей,
участвующих
в
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный театр» - 8-17 лет.
Программа реализуется в форме театрального кружка. Комплектование групп
осуществляется без конкурсных процедур только на основании личной
заинтересованности обучающегося. Приоритетным основанием для зачисления в группу
является интерес к выбранной программе.
Педагогическая целесообразность
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами истории,
литературы и музыки. Учебные материалы подобраны в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся и включают задачи, практические задания, игры. В процессе
изучения формируются умения и навыки работы как индивидуально, так и коллективно, а
также навыки публичных выступлений.
Адресат программы: принимаются все желающие от 8 до 17 лет, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья,
Срок реализации: 1 год, 72 часа.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий
40 минут.
Наполняемость группы: 15 - 20 человек
Форма обучения: очная
Формы занятий: индивидуальная, групповая
Особенности организации образовательного процесса: традиционная модель
реализации программы. Последовательное освоение содержания в течение одного года
обучения в одной образовательной организации.
Цель и задачи программы.
Цель программы: приобщение обучающихся школьного возраста к искусству
театра, развитие творческих способностей и формирование социально активной личности
средствами театрального искусств.
Задачи программы:
Личностные:
- воспитывать положительные личностные качества: уважение к другим, терпение,
аккуратность, ответственность, дружелюбие.
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- развить духовно-нравственные ценности.
Предметные:
- обучить обучающихся основам театральной деятельности;
- познакомить обучающихся с театральной терминологией, с видами театрального
искусства, с устройством зрительного зала и сцены.
- обучить приемам выразительности речи;
- обучить основам коллективной творческой работы;
- сформировать восприятие театрального искусства через позиции зрителя, актера,
режиссера;
- обучить правилам использования специальной терминологии.

Метапредметные:
- развивать способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному
восприятию произведений театрального искусства в целом;
- развивать память, произвольное внимание, образное мышление, творческую
активность, пластику;
- развить коммуникативные качества;
- развивать у учащихся способность к выступлению на сцене и самопрезентацию.
Учебный план
№
п/п

Наименование
раздела, темы

1
1.1.

2.1.

Вводное занятие
«Что я знаю о театре».
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Организационные вопросы
Основы театральной
культуры
История театра

2.2.

2

Количество часов
всег теор практ
о
ия
ика
0
1
1
1
1
0

6

2

4

1

1

0

Виды театрального искусства

1

1

0

2.3.

Виды театрального искусства

1

0

1

2.4.

Театральное закулисье.

1

0

1

2.5.

1

0

1

2.6.

Творческая мастерская:
«Грим сказочных
персонажей».
Театр и зритель.

1

0

1

3
3.1.

Сценическая речь
Речевой тренинг

8
2

1
1

7
0

3.2.

Постановка дыхания.
Артикуляционная
гимнастика.
Речевая гимнастика. Дикция.
Интонация. Полетность.
Диапазон голоса
Выразительность речи.

1

0

1

2

0

2

1

0

1

Особенности работы над
стихотворным и
прозаическим текстом.

2

0

2

3.3.

3.4.

3.5.

Формы аттестации/ контроля

Наблюдение

Творческое задание,
проблемные ситуации
театре», презентация
Творческое задание,
проблемные ситуации
театре», презентация
Творческое задание,
проблемные ситуации
театре», презентация
Творческое задание,
проблемные ситуации
театре», презентация
Творческое задание,
проблемные ситуации
театре», презентация
Творческое задание,
проблемные ситуации
театре», презентация

тестирование,
«Этикет в
тестирование,
«Этикет в
тестирование,
«Этикет в
тестирование,
«Этикет в
тестирование,
«Этикет в
тестирование,
«Этикет в

Конкурс чтецов (басня, стихотворение,
проза), контрольные упражнения,
наблюдение
Конкурс чтецов (басня, стихотворение,
проза), контрольные упражнения,
наблюдение
Конкурс чтецов (басня, стихотворение,
проза), контрольные упражнения,
наблюдение
Конкурс чтецов (басня, стихотворение,
проза), контрольные упражнения,
наблюдение
Конкурс чтецов (басня, стихотворение,
проза), контрольные упражнения,
наблюдение

4
4.1.

Ритмопластика
Пластический тренинг

8
1

0
0

8
1

4.2.

Музыка и движение

2

0

2

4.3.

Танец как средство
выразительности при
создании образа
сценического персонажа.
Основные танцевальные
элементы.
Танцевальные этюды

2

0

2

1

0

1

2

0

2

Актерское мастерство.
Организация внимания,
воображения, памяти.
Актерский тренинг
Игры на развитие чувства
пространства и партнерского
взаимодействия
Сценическое действие.
Практическое освоение
словесного и бессловесного
действия.
Промежуточная
аттестация.
Промежуточная аттестация
Знакомство с
драматургией. Работа над
пьесой и спектаклем.
Выбор и анализ пьесы

10
2

2
1

8
1

Упражнения, игры, этюды

2
2

1
0

1
2

Упражнения, игры, этюды
Упражнения, игры, этюды

2
2

0
0

2
2

Упражнения, игры, этюды
Упражнения, игры, этюды

1

0

1

1
22

0
1

1
21

Открытое занятие

2

1

1

7.2.

Распределение ролей. Работа
над отдельными эпизодами

2

0

2

7.3.

Выразительность речи,
мимики, жестов.

3

0

3

7.4.

Закрепление мизансцен

2

0

2

7.5.

Изготовление реквизита,
декораций.

2

0

2

7.6.

Музыкальное оформление
спектакля

2

0

2

7.7.

Репетиция спектакля

2

0

2

7.8.

Репетиция спектакля

2

0

2

Творческое
задание,
анализ
видеозаписей
репетиций,
показ
спектакля
Творческое
задание,
анализ
видеозаписей
репетиций,
показ
спектакля
Творческое
задание,
анализ
видеозаписей
репетиций,
показ
спектакля
Творческое
задание,
анализ
видеозаписей
репетиций,
показ
спектакля
Творческое
задание,
анализ
видеозаписей
репетиций,
показ
спектакля
Творческое
задание,
анализ
видеозаписей
репетиций,
показ
спектакля
Показ отдельных эпизодов и сцен из
спектакля, творческое задание, анализ
видеозаписей
репетиций,
показ
спектакля
Показ отдельных эпизодов и сцен из
спектакля, творческое задание, анализ
видеозаписей
репетиций,
показ
спектакля

4.4.
4.5.
5
5.1.
5.2.
5.3.

5.4.
5.5.

6
6.1.
7

7.1.

Контрольные упражнения, этюдные
зарисовки, танцевальные этюды
Контрольные упражнения, этюдные
зарисовки, танцевальные этюды
Контрольные упражнения, этюдные
зарисовки, танцевальные этюды
Контрольные упражнения, этюдные
зарисовки, танцевальные этюды
Контрольные упражнения, этюдные
зарисовки, танцевальные этюды

7.9.

Репетиция спектакля

2

0

2

7.10.

Прогонные и генеральные
репетиции

2

0

2

7.11.

Показ спектакля

1

0

1

8
8.1.

Итоговое занятие.
Конкурс
«Театральный
калейдоскоп»

1
1

0
0

1
1

Показ отдельных эпизодов и сцен из
спектакля, творческое задание, анализ
видеозаписей
репетиций,
показ
спектакля
Упражнение
«Событийный
ряд»,
наблюдение,
показ
отдельных
эпизодов и сцен из спектакля.
Упражнение
«Событийный
ряд»,
наблюдение,
показ
отдельных
эпизодов и сцен из спектакля.
Творческий отчет

Содержание учебного плана.
Раздел 1. Вводное занятие (1 ч.)
Тема 1.1. «Что я знаю о театре». Инструктаж по технике безопасности (2 ч.)
Практика. Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы. Устав и
название коллектива. График занятий и репетиций.
Раздел 2. Основы театральной культуры (6 ч.)
Тема 2.1. История театра (1 ч.)
Теория: Древнегреческий театр. Древнеримский театр. Средневековый европейский театр
(миракль, мистерия, моралите). Театр эпохи Возрождения. «Глобус» Шекспира. Русский
Театр. Известные русские актеры.
Практика: Просмотр видеозаписей, презентаций, учебных фильмов.
Тема 2.2. Виды театрального искусства (1 ч.)
Теория. Драматический театр. Музыкальный театр: Опера, Балет, Мюзикл. Особенности.
Театр кукол. Самые знаменитые театры мира.
Практика. Просмотр видеозаписей лучших театральных постановок
Тема 2.3. Театральное закулисье (1 ч.)
Теория. Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы.
Практика. Творческая мастерская: «Грим сказочных персонажей».
Тема 2.4. Театр и зритель (1 ч.)
Теория. Театральный этикет. Культура восприятия и анализ спектакля.
Раздел 3. Сценическая речь (8 ч.)
Тема 3.1. Речевой тренинг (2 ч.)
Теория. Орфоэпия. Свойства голоса.
Практика. Речевые тренинги: Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика.
Речевая гимнастика. Дикция. Интонация. Полетность. Диапазон голоса. Выразительность
речи. Работа над интонационной выразительностью. Упражнения.
Тема 3.2. Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика (1 ч.)

Практика. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор
произведения: басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного
произведения. Тема. Сверхзадача. Логико-интонационная структура текста.
Тема 3.3. Речевая гимнастика. Дикция. Интонация. Полетность. Диапазон голоса (2
ч.)
Практика. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор
произведения: басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного
произведения. Тема. Сверхзадача. Логико-интонационная структура текста.
Тема 3.4. Выразительность речи (1 ч.)
Практика. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор
произведения: басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного
произведения. Тема. Сверхзадача. Логико-интонационная структура текста.
Тема 3.5. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом (2 ч.)
Практика. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор
произведения: басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного
произведения. Тема. Сверхзадача. Логико-интонационная структура текста.
Раздел 4. Ритмопластика (8 ч.)
Тема 4.1. Пластический тренинг (1 ч.)
Практика. Работа над освобождением мышц от зажимов. Развитие пластической
выразительности.
Разминка,
настройка,
релаксация,
расслабление/напряжение.
Упражнения на внимание, воображение, ритм, пластику.
Тема 4.2. Музыка и движение (2 ч.)
Практика. Музыка и движение. Приемы пластической выразительности. Походка, жесты,
пластика тела. Этюдные пластические зарисовки.
Тема 4.3. Танец как средство выразительности при создании образа сценического
персонажа (2 ч.)
Теория. Народный танец. Современный эстрадный танец.
Практика. Основные танцевальные элементы. Русский народный танец. Эстрадный
танец. Танцевальные этюды.
Тема 4.4. Основные танцевальные элементы (1 ч.)
Теория. Танец как средство выразительности при создании образа сценического
персонажа. Народный танец. Современный эстрадный танец.
Практика. Основные танцевальные элементы. Русский народный танец. Эстрадный
танец.
Тема 4.5. Танцевальные этюды (2 ч.)
Практика. Основные танцевальные элементы. Русский народный танец. Эстрадный
танец.

Раздел 5. Актерское мастерство (10 ч.)
Тема 5.1. Организация внимания, воображения, памяти (2 ч.)
Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с правилами игры.
Практика. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные
коммуникативные игры. Игры: «Волшебный мешочек», «Перевод цвета в звук, запаха в
жест и т.д.» Упражнения «Передай другому», «Что изменилось», «Найди предмет» Игры:
«Поймай хлопок», «Нитка», «Коса-Бревно».
Тема 5.2. Актерский тренинг (2 ч.)
Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с правилами и
принципами партнерского взаимодействия. Техника безопасности в игровом
взаимодействии.
Практическая часть. Игры: «Суета», «Король», «Голливуд», «Салют». Игры: «Зеркало»,
«Манит», «Марионетка», «Снежки». «Перестроения»
Тема 5.3. Игры на развитие чувства пространства и партнерского взаимодействия (2
ч.)
Теория. Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия. «Вес».
«Оценка». «Пристройка». Словесные действия. Способы словесного действия. Логика
действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов действия с
бессловесными действиями. Составные образа роли. Драматургический материал как
канва для выбора логики поведения. Театральные термины: «действие», «предлагаемые
обстоятельства», «простые словесные действия».
Практика. Практическое освоение словесного и бессловесного действия. Упражнения и
этюды. Работа над индивидуальностью.
Тема 5.4. Сценическое действие (2 ч.)
Практика. Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия. «Вес».
«Оценка». «Пристройка». Словесные действия. Способы словесного действия. Логика
действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов действия с
бессловесными действиями. Составные образа роли. Драматургический материал как
канва для выбора логики поведения. Театральные термины: «действие», «предлагаемые
обстоятельства», «простые словесные действия».
Тема 5.5. Практическое освоение словесного и бессловесного действия (2 ч.)
Практика. Упражнения и этюды. Работа над индивидуальностью.
Раздел 6. Промежуточная аттестация в форме открытого занятия (1 ч.)
Тема 6.1. Промежуточная аттестация (1 ч.)
Раздел 7. Знакомство с драматургией. Работа над пьесой и спектаклем (22 ч.)
Тема 7.1. Выбор пьесы. Анализ пьесы по событиям (2 ч.)
Теория. Выбор пьесы. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы.
Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд.
Основной конфликт. «Роман жизни героя».

Тема 7.2. Распределение ролей. Работа над отдельными эпизодами (2 ч.)
Теория. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. Определение
мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки. Театральные
термины: «событие», «конфликт».
Тема 7.3. Выразительность речи, мимики, жестов (3 ч.)
Практика. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над
созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Репетиции отдельных сцен,
картин.
Тема 7.4. Закрепление мизансцен (2 ч).
Практика. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов.
Театральные термины: «образ», «темпоритм», «задача персонажа», «замысел отрывка,
роли», «образ как логика действий».
Тема 7.5. Изготовление реквизита, декораций (2 ч.)
Практика. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального
оформления.
Тема 7.6. Музыкальное оформление спектакля (2 ч.)
Практика. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального
оформления.
Тема 7.7. – 7.9. Репетиции спектакля (4 ч.)
Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с
использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
Тема 7.10. Прогонные и генеральные репетиции (2 ч.)
Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с
использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта
Тема 7.11. Показ спектакля (1 ч.)
Практика. Премьера. Анализ показа спектакля (рефлексия). Творческая встреча со
зрителем.
8. Итоговое занятие (1 ч.)
Тема 8.1. Конкурс «Театральный калейдоскоп» (1 ч.)
Практика. Творческие задания по темам обучения. Основы театральной культуры – тест
по истории театра и театральной терминологии. Чтецкий отрывок наизусть. Этюд на
взаимодействие. Отрывки из спектакля. Награждение.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет / будут:

-

воспитаны положительные личностные качества: уважение к другим, терпение,
аккуратность, ответственность, дружелюбие;
воспитаны доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
развиты духовно-нравственные ценности.

Предметные:
У обучающихся будет / будут:
- будут обучены основам театральной деятельности;
- будут ознакомлены с театральной терминологией, с видами театрального
искусства, с устройством зрительного зала и сцены;
- будут обучены приемам выразительности речи;
- будут обучены основам коллективной творческой работы;
- будут сформированы восприятие театрального искусства через позиции зрителя,
актера, режиссера;
- будут обучены правилам использования специальной терминологии.
Метапредметные:
У обучающихся будет / будут:
- будут развиты способности к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений театрального искусства в целом;
- будут развиты память, произвольное внимание, образное мышление, творческую
активность, пластику;
- будут развиты коммуникативные навыки;
- будут развиты способность к выступлению на сцене и самопрезентацию.
Раздел 2: «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
Год
обучения
(уровень
программы)
1-ый год
обучения
(стартовый
уровень)

Дата начала
обучения по
программе

02.09.2024

Дата
окончания
обучения по
программе
31.05.2025

Всего
учебных
недель

36

Количество
учебных
часов

72

Режим
занятий

2 раза в
неделю по 1
ч.

Условия реализации программы
Программа реализуется в оборудованном кабинете (актовом зале) со столами и
стульями
соответственно
возрасту
обучающихся
(Постановление
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и
молодежи»).
Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям
обучающихся, целям и задачам программы. На занятиях используются материалы,
безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям.

Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими:
среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших
курсы повышения квалификации по профилюдеятельности.
Материально-техническое обеспечение
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Наименование
Телевизор настенный
Музыкальный центр
Ноутбук
Фотоаппарат
Светодиодный прожектор
Светодиодный прожектор смена цвета
Видеокамера
Стойка для фотоаппарата
Ресивер к телевизору
Акустическая система
Контролер
Стробоскоп

Кол-во
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Формы аттестации: беседа; наблюдение; тестирование; опрос; практические
занятия.
Виды контроля: текущий контроль, промежуточная аттестация.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения
за выполнением специальных упражнений, театральных игр, творческих заданий,
тестирования, конкурсов, викторин по пройденному материалу.
Оценивается также умение решать проблемные ситуации по темам «Этикет в
театре», «Событийный ряд». Проводится показ этюдных зарисовок, танцевальных этюдов.
Промежуточная аттестация проводится для оценки эффективности реализации и
усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы и повышения качества образовательного процесса.
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в год в форме открытого занятия и
включает в себя проверку практических умений и навыков.
Оценочные материалы: оценка деятельности обучающихся осуществляется по
двум параметрам: оценка теоретических знаний и умений и оценка практических навыков
и умений. Оценивание производится посредством методов наблюдения, бесед,
тестирования и др. Результаты аттестации заносятся в диагностическую карту и отражают
уровень планируемых результатов освоения программы.
Критерии оценки результатов освоения программы

Уровни освоения программы «Школьный театр по критериям определяются в пределе от
0 до 3 баллов.
3 балла – высокий (характерна творчески преобразующая деятельность детей,
самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень мотивации)
2 балла – средний (активная познавательная деятельность, проявляют творческую
инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на рост, самостоятельность
при выполнении заданий).
1 балл – начальный (репродуктивный, мотивированный на обучение, занимаются с
интересом, нуждаются в помощи педагога).
0 баллов – низкий уровень.
Методическое и дидактическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение включают в себя:
Методы обучения: наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация.
Педагогические технологии: групповое обучение, разноуровневое обучение.
Групповое обучение предполагает организацию совместных действий,
коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. В
шахматах эта технология очень актуальна и является основной, так как занятия всегда
проводятся с группой. Особенности групповой технологии заключается в том, что
учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных
поставленных задач, задания выполняются таким образом, что бы был виден вкладл
каждого ребенка.
Технология разноуровневого обучения заключается в практической реализации
личностоориентированного подхода в обучении. Участвовать в освоении программы
может широкий контингент обучающихся различного возраста, различных умственных и
физических возможностей.
Здоровье сберегающие технологии: применение данной технологии на занятии
способствует:
- воспитанию у обучающихся культуры здоровья как физического, так и психоэмоционального;
- формированию личностных качеств, способствующих сохранению и
укреплению здоровья;
- представлению о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового
образа жизни;
- развитию обучающегося, формированию средствами музыки и ритмических
движений разнообразных умений, способностей, качеств личности;
- сохранению физического и психического здоровья обучающихся и их
социальной адаптации;

- обогащению двигательного опыта под различную ритмическую музыку;
- развитию и совершенствованию всех видов движений, умений выполнять их
легко, выразительно, артистично и в соответствии с музыкой.
Формы организации учебного занятия: игра (учебные, тренировочные); участие
в личных и командных конкурсах различного уровня.
Тематика и формы методических материалов: пособия, оборудование.
Дидактические материалы: толковые словари, фото-, видео- и аудиотека, учебная
литература по выразительному чтению и театральной деятельности, нотная литература.
Алгоритм учебного занятия:
1. Организационная часть. Объявление темы. Организация рабочего места (2-3
минуты).
2. Теоретическая часть (10-18 минут).
- разминка;
- практические занятия по закреплению материала предыдущей темы;
- теоретическая часть темы текущего занятия;
- практическая часть текущей темы;
- подведение итогов.
3. Физкультминутка.
4. Практическая часть. Продолжение. (10-15 минут).
5. Заключительная часть (6-8 минут).
Список литературы для педагогов
1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир искусства». –
\М.: Искусство, 1996;
2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания
для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008;
3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи. Часть
1. – М.: «Маска», 2007;
4. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;
5. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. – М.: «Просвещение», 1966;
6. Ершова А.П., Букатов В.М. «Актерская грамота подросткам». – М.: «Глагол», 1994;
7. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992;
8. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава; под
редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019;
9. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. – М.:
Репертуарнометодическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001;
10. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы» – М.:
«Просвещение», 1995;
11. Рубина Ю.И. «Театральная самодеятельность обучающихся». – М.: «Просвещение»,
1983;
12. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». – М.: «Просвещение», 1995;
13. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019;
14. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989;
15. Театр, где играют обучающиеся. Учебно-методическое пособие для руководителей
детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001;

16. Шихматов Л.М. «От студии к театру». – М.: ВТО, 1970.
Список литературы для обучающихся
1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986;
2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990;
3. Беседы К.С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922гг. /Библиотечка «В
помощь художественной самодеятельности; № 10: Труд актера; вып.37 /. М.: «Сов.
Россия», 1990
4. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002;
5. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. – М.: Детская
литература, 1982;
6. Куликова К.Ф. Российского театра Первые актеры. – М.: 1991;
7. Крымова Н.А. Станиславский – режиссер. – М.: «Искусство», 1984;
8. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1997;
9. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986.
10. Самые знаменитые артисты России. /Авт.-сост. С.В. Истомин. – М.: Вече, 2002;
Интернет-источники
1.Устройство
сцены
в
teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtm

театре

http://istoriya-

2. Культура. РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.culture.ru/
3. Телеканал театр [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://telekanalteatr.ru/

Приложение 1
Управление образования Терского муниципального района КБР
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Ново-Хамидие»
Терского муниципального района КБР

Рабочая программа на 2024-2025 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе
художественной направленности
«Школьный театр»

Уровень программы: стартовый
Адресат: обучающиеся от 8 до 17 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор-составитель: Мамрешева
Лиана
образования

Муаедовна -

педагог

дополнительного

с.п. Н-Хамидие, 2024 г.

Цель и задачи программы.
Цель программы: Приобщение обучающихся школьного возраста к искусству
театра, развитие творческих способностей и формирование социально активной личности
средствами театрального искусств.
Задачи программы:
Личностные:
- воспитывать положительные личностные качества: уважение к другим, терпение,
аккуратность, ответственность, дружелюбие.
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- развить духовно-нравственные ценности.
Предметные:
- обучить обучающихся основам театральной деятельности;
- познакомить обучающихся с театральной терминологией, с видами театрального
искусства, с устройством зрительного зала и сцены.
- обучить приемам выразительности речи;
- обучить основам коллективной творческой работы;
- сформировать восприятие театрального искусства через позиции зрителя, актера,
режиссера;
- обучить правилам использования специальной терминологии.
Метапредметные:
- развивать способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному
восприятию произведений театрального искусства в целом;
- развивать память, произвольное внимание, образное мышление, творческую
активность, пластику;
- развить коммуникативные качества;
- развивать у учащихся способность к выступлению на сцене и самопрезентацию.

Календарно-тематическое планирование
№

Дата занятия
по
по
плану факту

Наименование раздела, темы

Колво
часов
1
1

3
4
5
6

Вводное занятие
«Что я знаю о театре». Инструктаж по
технике безопасности. Организационные
вопросы
Основы театральной культуры
История театра
Виды театрального искусства
Виды театрального искусства

7

Театральное закулисье.

1

8

Творческая мастерская: «Грим сказочных
персонажей».

1

9

Театр и зритель.

1

10
11

Сценическая речь
Речевой тренинг

8
2

12

Постановка дыхания. Артикуляционная
гимнастика.

1

1
2

Содержание деятельности
теоретическая
практическая
часть занятия
часть занятия

Форма
аттестации/контроля

Беседа

Опрос

6
1
1
1

Беседа
Беседа

Опрос
Тестовое упражнение
Контрольное задание

Беседа

Беседа

Тестирование
Творческое
задание,
проблемные
ситуации
Творческое
задание,
проблемные
ситуации
Творческое
задание
Творческое
задание
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения

Тестовое упражнение

Контрольное задание
Тестовое упражнение

Опрос
Контрольное задание

13

Речевая гимнастика. Дикция. Интонация.
Полетность. Диапазон голоса

2

14

Выразительность речи.

1

15

Особенности работы над стихотворным и
прозаическим текстом.

2

16
17
18
19

Ритмопластика
Пластический тренинг
Музыка и движение
Танец как средство выразительности при
создании образа сценического персонажа.

8
1
2
2

20

Основные танцевальные элементы.

1

21

Танцевальные этюды

2

22
23

Актерское мастерство.
Организация внимания, воображения,
памяти.

10
2

Беседа

24

Актерский тренинг

2

Беседа

25

Игры на развитие чувства пространства и
партнерского взаимодействия

2

26

Сценическое действие.

2

Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Беседа
Беседа
Контрольные
упражнения,
этюдные
зарисовки
Контрольные
упражнения,
этюдные
зарисовки
Контрольные
упражнения,
этюдные
зарисовки

Беседа

Упражнение,
игры, этюды
Упражнение,
игры, этюды
Упражнение,
игры, этюды
Упражнение,

Контрольное задание
Контрольное задание
Контрольное задание

Опрос
Тестирование
Контрольное задание

Контрольное задание

Контрольное задание

Опрос
Контрольное задание
Контрольное задание
Контрольное задание

игры, этюды
Упражнение,
игры, этюды

27

Практическое освоение словесного и
бессловесного действия.

2

28
29

Промежуточная аттестация.
Промежуточная аттестация

1
1

30

Знакомство с драматургией. Работа над
пьесой и спектаклем.
Выбор и анализ пьесы

22

32

Распределение ролей. Работа над
отдельными эпизодами

2

Беседа

33

Выразительность речи, мимики, жестов.

3

Наблюдение

34

Закрепление мизансцен

2

35

Изготовление реквизита, декораций.

2

36

Музыкальное оформление спектакля

2

37

Репетиция спектакля

2

38

Репетиция спектакля

2

39

Репетиция спектакля

2

40

Прогонные и генеральные репетиции

2

31

Контрольное задание

Показательное
выступление

2

Беседа

Беседа

Показ отдельных
эпизодов
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Показ отдельных
эпизодов
Показ отдельных
эпизодов
Показ отдельных
эпизодов
Показ отдельных
эпизодов, анализ
видеозаписей

Опрос
Контрольное задание
Наблюдение
Контрольное задание
Контрольное задание
Контрольное задание
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

41

Показ спектакля

1

42

Итоговое занятие.

1

43

Конкурс «Театральный калейдоскоп»
Всего:

1
72

репетиций
Показ спектакля

15

57

Показательное
выступление
Показательное
выступление

Приложение 2
Управление образования Терского муниципального района КБР
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Ново-Хамидие»
Терского муниципального района КБР

Рабочая программа воспитания обучающихся
на 2024-2025 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе
художественной направленности
«Школьный театр»

Адресат: обучающиеся от 8 до 17 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор-составитель: Мамрешева
Лина
образования

Муаедовна -

с.п. Н-Хамидие, 2024 г.

педагог

дополнительного

Характеристика объединения «Шахматы»
Воспитательный процесс в объединении «Школьный театр», организован на основе
настоящей программы воспитания и имеет художественную направленность.
Количество обучающихся в объединении, составляет 90 человек.
Из них мальчиков –

, девочек –

.

Обучающиеся имеют возрастную категорию обучающихся от 8 до 17 лет
Формы работы: индивидуальные и групповые.
Направления работы:
Гражданско-патриотическое воспитание.
Духовно-нравственное воспитание.
Художественно-эстетическое воспитание.
Спортивно-оздоровительное воспитание.
Физическое воспитание.
Трудовое и профориентационное воспитание.
Воспитание познавательных интересов.
Цель воспитательной работы: создать условия для формирования социальноактивной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому
самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи воспитательной работы:
- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к
себе,
способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие
его субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной
социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать
накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе
жизнедеятельности;
- формирование и пропаганда здорового образа жизни.
Направленность: дополнительная общеразвивающая программа «Школьный
театр» имеет художественную направленность.
Формы работы: индивидуальные и групповые.
Результат воспитательной работы:
- происходят изменения в формирование личности обучающегося с
позитивным
отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать
собственный взгляд на мир, развивать свою субъективную позицию;
- построена доброжелательная система отношений в коллективе через

разнообразные формы активной социальной деятельности;
- получили умения самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в
процессе жизнедеятельности;
- происходят изменения в формирование здорового образа жизни.
Работа с коллективом обучающихся:
- формирование практических умений по организации органов самоуправления
этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Календарный план воспитательной работы
на 2024-2025 учебный год
№
п/п

Направление
Наименование
воспитательной
мероприятия
работы
ГражданскоМероприятия,
патриотическое посвященные
Дню
воспитание
Победы в ВОВ

Срок
выполне
ния
Май

2

Духовно –
нравственное
воспитание

Международный день
пожилого человека

Октябрь

Мамрешева
Л.М.

3

Художественноэстетическое
воспитание

Конкурс
талантов»

«Созвездие

Декабрь

Мамрешева
Л.М.

4

Трудовое
воспитание

Участие
десантах

трудовых

Апрель

Мамрешева
Л.М.

5

Взаимодействие
с родителями
обучающихся

Посвящение в кружковцы
«Добро пожаловать в мир
творчества!»

1

в

Ответственн
ый
Мамрешева
Л.М.

Сентябрь Мамрешева
Сентябрь- Л.М.
Май

Планируемый
результат
развитие чувства
гражданской
ответственности и
патриотизма
Формирование
уважительного
отношения
к
пожилым людям,
воспитание
чувства
ответственности за
старшее поколение
Формирование
эстетического
вкуса, способности
оценивать
прекрасное
Формирование
начального опыта
трудового
творческого
сотрудничества
среди
обучающихся
Участие и помощь
родителей
в
создании
комфортной среды

6

Участие в
мероприятиях,
акциях,
конкурсах

Игровая
программа
«Правила
дорожные
нужны-правила дорожные
важны!»

Декабрь

Мамрешева
Л.М.

7

Художественное

Конкурс
«Театральный
калейдоскоп»

Май

Мамрешева
Л.М.

на
занятиях
в
объединение
Формирование у
обучающихся
способности
к
самореализации;
стимулирование
его творческой и
познавательной
активности;
Развитие
познавательного
интереса;
патриотическое
воспитание
к
истории
своего
района.

Работа с родителями:
- формирование системы взаимодействия родителей с педагогом, для создания условий
свободного и творческого развития их эффективной социализации и само понимании
реализации своих возможностей;
- активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности;
- стимулирование, проявление в семьях здорового образа жизни;
создание условий для проведения обучающихся и подростков;
- педагогическая поддержка семьи;
- участие в мероприятиях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».