Раздел 1: «Комплекс основных характеристик образования»
Пояснительная записка
Туристско-краеведческая деятельность, как одно из направлений дополнительного
образования, выступает комплексным средством всестороннего развития личности, ее
эффективной самореализации в обществе. Развитие туристско-краеведческой
деятельности в системе образования исторически обусловлено социальноэкономическими процессами, происходящими в обществе, запросами семьи и самого
ребенка. Разнообразные формы деятельности обеспечивают комплексный характер в
обучении, воспитании и оздоровлении детей, в ней заложены широкие возможности для
творческой самодеятельности – спортивной, научной, художественной, технической,
социальной и др.
Данная программа была разработана с учетом запросов детей, потребностей семьи
в туристических ценностях родного края. В настоящее время всё большее внимание
уделяется пропаганде здорового образа жизни. Одной из составляющей этой работы и
является туристско-краеведческая деятельность. Туристско-краеведческая деятельность
относится к традиционным методам воспитания, обучения и оздоровления детей и служит
важным средством гармоничного развития, укрепления здоровья, воспитания
современного человека. Экскурсии, походы по родному краю, путешествия по стране
помогают ребятам лучше узнать природу, полюбить родной край, научиться разумно
использовать её богатства, ценить их и беречь. Краеведческая работа воспитывает любовь
к своему краю, прививает интерес к познанию нового, формирует практические умения и
навыки. А занятия туризмом нельзя рассматривать как кратковременное развлечение, как
самоцель для удовлетворения личных интересов человека, в отрыве от умственного,
трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Данная программа − возможность познания обучающимися родного края,
реализации интересов в изучении природного разнообразия и историко-культурного
наследия КБР, формирование туристских, спортивных и краеведческих знаний, умений и
навыков средствами внешкольного образования.
Направленность: туристско-краеведческая
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2.
Национальный проект «Образование».
3.
Конвенция ООН о правах ребенка.
4.
Приоритетный проект от 30.11.2016 г. №11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при
Президенте РФ.
5.
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
6.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
7.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей» (с изменениями и дополнениями).
9.
Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных)
услуг в социальной сфере».
10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О
направлении
информации» (вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы).
11. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г.
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования».
14. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014г. №1601 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
16. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
17. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
18. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г.
№882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
19. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по
независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»).
20. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
21. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении
Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об
образовательной организации».
22. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
14.08.2020г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
и формату предоставления информации».
23. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об
образовании».
24. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении
Региональных
требований
к
регламентации
деятельности
государственных
образовательных учреждений дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
25. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении
Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования
детей в КБР».
26. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении
Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Кабардино-Балкарской Республике».
27. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые и модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и
экспертизе качества авторских дополнительных общеразвивающих программ»).
28. Постановление от 14.09.2020 г. №586-п «Об утверждении Положения о
персонифицированном дополнительном образовании детей в Терском муниципальном
районе».
29. Устав МКОУ СОШ с.п. Н-Хамидие.
30. Иные локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность
дополнительного образования детей.
Актуальностью является вовлечение обучающихся в исследовательскую работу
по экологии, в процессе которой они должны овладеть умениями и навыками
правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды,
ближайшего природного окружения - вносить свой вклад в сохранение и улучшение
богатств и красоты природы.
Обучение и воспитание в области естественных наук невозможно без практической
деятельности в природе, без непосредственного контакта ребенка и природы. В процессе
занятий по программе у обучающихся формируются эколого-туристские умения и
способы действий: поведенческие, познавательные, преобразовательные. Туристскокраеведческие занятия дают возможность воспитанникам лучше узнать и изучить свой
край, помогают усвоить школьную программу по географии и биологии, принять
практическое участие в охране и преобразовании природы своего края.
Новизна: знания и умения, полученные обучающимися на теоретических и
практических занятиях, закрепляются в однодневных походах, на практических
занятиях.
Отличительные особенности программы: в основу данной программы легла
типовая программа «Туристы-экологи» разработанная в центре детского - юношеского
туризма РФ, и авторская программа Темботовой Э.М. - ПДО РЭБЦ отдела ДТ
«Кизиловка».
Многолетняя апробация программы позволяет сделать выводы о качественном
отличии в составе учебных групп, прошедших обучение по данной программе от групп,
занимавшихся по типовым программам: увеличилось число ребят выполняющих
нормативы по СТ, увеличилось количество ребят, которые выполняют в более юном
возрасте нормативы взрослых разрядов, увеличился процент детей, связывающих свои
ожидания с профессиями спасателя, тренера – преподавателя или тренера-помощника, а
также гида-проводника.
Данная программа включает в себя: туристскую подготовку и занятия туризмом с
выполнением разрядных требований Единой Всероссийской спортивной классификации в
объеме нормативов и требований «Юный турист» и «Турист России».
Педагогическая целесообразность обусловлена дефицитом образовательных
программ по туристско-краеведческому направлению, ориентированных на учреждения
дополнительного образования на базе средних образовательных школ.
Адресат: принимаются все желающие от 8 до 17 лет, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
Срок реализации: 1 год, 108 часов.
Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность занятий
40-45 минут.
Форма обучения: очная
Формы занятий: индивидуальная, групповая
Особенности организации образовательного процесса: традиционная модель
реализации программы. Последовательное освоение содержания в течение одного года
обучения в одной образовательной организации.
Цель и задачи программы.
Цель программы: воспитание у обучающихся убежденности в необходимости
изучения и охраны природы, формирования экологического понятия о целостности
природных комплексов родного края, их динамики и путях
рационального
использования.
Задачи программы:
Личностные:
- воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за состояние
окружающей среды;
- воспитывать коллективизм, способствовать освоению стандартов культуры труда
и общения; - воспитывать самообладание и силу воли;
- формировать умение видеть красоту окружающего мира;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
- корректировать отклоняющееся поведение
Предметные:
- обучить основам техники пешеходного туризма, приемам техники безопасности,
организации быта в походах, экспедициях;
- расширить знания по географии, биологии, экологии, полученные в средней
школе;
Метапредметные:
- развивать творческую, познавательную и созидательную активность;
- расширять знания об окружающем мире;
- укреплять здоровье, воспитывать физическую культуру в единстве
интеллектуальным и духовным развитием;
Учебный план
с
№
п/п
1
2
Наименование
раздела, темы
Введение. Инструктаж по
технике безопасности.
Туристские путешествия и
история развития туризма
Количество часов
всего теория практи
ка
1
1
9
5
4
2.1.
История туризма в России, в
мире.
2
1
1
2.2.
История туризма в КБР
2
1
1
2.3.
Виды туризма, понятие о
спортивном туризме,
турмногоборье.
Туристские нормативы,
значки.
2
1
1
1
1
2.5.
Экскурсионный и зарубежный
туризм
2
1
1
3
Личное и групповое
снаряжение
Личное снаряжение для
туриста
12
6
6
2
1
1
3.2.
Групповое снаряжение в
походе
2
1
1
3.3.
Специальное снаряжение для
различных видов туризма.
2
1
1
3.4.
Подготовка снаряжения к
пешеходному и лыжному
походу
Подготовка снаряжения для
похода выходного дня в
межсезонье.
Ремонт и хранение
снаряжения
2
1
1
2
1
1
2
1
1
Организация туристского
бивака.
Организация бивака. Выбор
места.
10
6
4
2
2
Типы костров. Меры
безопасности при разведении
костра
2
2
2.4.
3.1.
3.5.
3.6.
4
4.1.
4.2.
Формы аттестации/
контроля
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Отработка навыков
разведения костра в походных
условиях.
Установка различных типов
палаток
2
2
2
2
4.5.
Особенности бивака зимой.
2
2
5
5.1.
Подготовка к походу.
Определение цели и задач
похода.
12
2
7
2
5.2.
Определение района,
составление маршрута
путешествия.
Составление сметы похода
2
2
2
2
5.4.
Тренировка на местности
прохождения препятствий.
2
2
5.5.
Физическая подготовка для
похода.
2
2
5.6.
Составление отчета о походе
2
1
1
6
6.1.
Питание в походе
Особенности питания в поход
12
2
5
1
7
1
6.2.
Характеристика основных
продуктов для похода
2
1
1
6.3.
Составление меню для
многодневного похода
2
6.4.
Фасовка, упаковка, переноска
продуктов.
2
1
6.5.
Особенности приготовления
пищи в полевых условиях
2
2
6.6.
Практические занятия по
приготовлению пищи на
костре.
Права и обязанности
участников и руководителей
в походе.
Права и обязанности
руководителя
2
4.3.
4.4.
5.3.
7
7.1.
5
2
1
2
8
5
2
2
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
3
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
7.2.
Права и обязанности
участников похода.
2
1
1
7.3.
Меры взыскания для
участников и руководителей
2
1
1
7.4.
Распределение обязанностей в
походе.
2
1
1
8
Туристские соревнования,
слеты.
Организация и проведение
туристских соревнований.
12
8
4
2
2
8.2.
Подведение итогов на
соревнованиях.
2
2
8.3.
Конкурсная программа
туристских соревнований,
слетов. Составление
конкурсных заданий.
Проведение туристских
соревнований по
пешеходному туризму.
Проведение туристских
соревнований по лыжному
туризму.
Проведение соревнований по
ориентированию.
2
2
2
2
9
9.1.
9.2.
8.1.
8.4.
8.5.
8.6.
9.3.
9.4.
9.5.
9.6.
9.7.
2
2
2
2
Ориентирование.
Понятие о топографической и
спортивной карте.
18
2
5
1
13
1
Основные и дополнительные
топографические знаки на
карте.
Ориентирование по горизонту
и азимуту.
2
1
1
2
1
1
Практическое занятие:
Определение азимута по карте
и на местности.
Компас. Типы компасов.
Правила обращения с
компасом.
Практическое занятие: Работа
с картой. Измерение
расстояний.
Ориентирование по местным
предметам в походе.
2
2
2
1
2
2
1
2
1
1
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
9.8.
Практическое занятие:
ориентирование «лабиринт».
2
2
9.9.
Практическое занятие:
ориентирование на местности.
2
2
10
10.1
Доврачебная помощь.
Походная аптечка. Основные
лекарственные средства
14
2
5
1
6
1
10.2
Формирование походной
аптечки.
2
1
1
10.3
Основные заболевания, часто
встречающиеся в пешеходном
и лыжном походе.
Виды травм, часто
встречающихся в пешеходном
и лыжном походе.
Оказание доврачебной
помощи при различных
травмах.
Приемы транспортировки
пострадавшего. Изготовление
носилок, волокуш различными
способами.
Обязанности ответственного
за аптечку в походе.
1
1
2
2
3
1
3
3
1
2
1
1
108
53
10.4
10.5
10.6
10.7
Всего
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
55
Содержание учебного плана.
Тема 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности (1 ч).
Теоретическая часть занятий: Вводное занятие. Организационные вопросы по
комплектованию группы. Знакомство. Обсуждение расписания занятий. Заполнение
необходимой документации. Первичный инструктаж.
Практическая часть занятий: экскурсия по ВЭЦ: Живой уголок. Музей.
Тема 2. Туристские путешествия и история развития туризма (9 ч)
Теоретическая часть занятий: Туристские путешествия и история развития туризма.
История туризма в России, в мире. История туризма в КБР. Виды туризма, понятие о
спортивном туризме. Туристские нормативы, значки. Экскурсионный и зарубежный
туризм.
Практическая часть занятий: Заполнение кроссвордов о туризме и видах туризма.
Тема 3. Личное и групповое снаряжение (12 ч)
Теоретическая часть занятий: Личное и групповое снаряжение. Личное снаряжение для
туриста. Групповое снаряжение в походе. Специальное снаряжение для различных видов
туризма. Подготовка снаряжения к пешеходному и лыжному походу. Подготовка
снаряжения для похода выходного дня в межсезонье. Ремонт и хранение снаряжения.
Практическая часть занятий: Нарисовать схему личного и группового снаряжения
туристов. Выбор самой лучшей схемы общим голосованием. Обучение пользованию
топором, пилой, лопатой, ремонтным инструментом. Игры в пути и на привале.
Разучивание и исполнение туристских песен. Комплектование личного и группового
снаряжения. Составление плана подготовки похода. Составление сметы расходов.
Самостоятельная работа по развертыванию лагеря. Установка палаток. Заготовка дров.
Устройство костра. Подготовка отчета о походе. Оформление газеты. Работа с собранным
материалом. Сушка и ремонт походного снаряжения и инвентаря.
Тема 4. Организация туристского бивака (10 ч.)
Теоретическая часть занятий: Организация туристского бивака. Организация бивака.
Выбор места. Типы костров. Меры безопасности при разведении костра. Отработка
навыков разведения костра в походных условиях. Установка различных типов палаток.
Особенности бивака зимой.
Практическая часть занятий: Установка палаток. Конкурс на лучшее расположение
бивака. Обучение технике вязания узлов.
Тема 5. Подготовка к походу (12 ч).
Теоретическая часть занятий: Подготовка к походу. Определение цели и задач похода.
Определение района, составление маршрута путешествия. Составление сметы похода.
Тренировка на местности прохождения препятствий. Физическая подготовка для похода.
Составление отчета о походе.
Практическая часть занятий: прохождение естественного препятствия на местности –
болото. Работа с краеведческой литературой. Подготовка и чтение докладов по географии,
истории и культуре района путешествия при подготовке к походу Работа с собранным
материалом, его определение, систематика, оформление. Подготовка и чтение докладов по
итогам похода.
Тема 6. Питание в походе (12 ч)
Теоретическая часть занятий: Питание в походе. Характеристика основных продуктов для
похода. Составление меню для многодневного похода. Фасовка, упаковка, переноска
продуктов. Особенности приготовления пищи в полевых условиях. Практические занятия
по приготовлению пищи на костре.
Практическая часть занятий: Задания по группам на составление меню, расчёта продуктов
для однодневного, двухдневного, трёхдневного и многодневного похода. Составление
меню по норме закладки продуктов и списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов.
Приготовление пищи на костре. Приготовление блюд из дикорастущих растений, ягод,
грибов.
Тема 7. Права и обязанности участников и руководителей в походе (8 ч)
Теоретическая часть занятий: Права и обязанности участников и руководителей в походе.
Права и обязанности руководителя похода. Права и обязанности участников похода.
Меры взыскания для участников и руководителей. Распределение обязанностей в походе.
Практическая часть занятий: Игра «Профессии в походе».
Тема 8. Туристские соревнования, слеты (12 ч)
Теоретическая часть занятий: Туристские соревнования, слеты. Организация и проведение
туристских соревнований. Подведение итогов на соревнованиях. Конкурсная программа
туристских соревнований, слетов. Составление конкурсных заданий. Проведение
туристских соревнований по пешеходному туризму. Проведение туристских соревнований
по лыжному туризму. Проведение соревнований по ориентированию. Практическая часть
занятий: Обучение технике вязания узлов. Отработка техники преодоления естественных
препятствий: склонов, подъемов. Организация переправы по бревну с само страховкой.
Тема 9. Ориентирование (18 ч)
Теоретическая часть занятий: Ориентирование. Понятие о топографической и спортивной
карте. Основные и дополнительные топографические знаки на карте. Ориентирование по
горизонту и азимуту. Практическое занятие: Определение азимута по карте и на
местности. Компас. Типы компасов. Правила обращения с компасом. Практическое
занятие: Работа с картой. Измерение расстояний. Ориентирование по местным предметам
в походе. Практическое занятие: ориентирование «лабиринт». Практическое занятие:
ориентирование на местности.
Практическая часть занятий: Практическое занятие и отработка навыков проводится в
лесу. Определение масштаба карты. Изучение форм рельефа на карте и на местности.
«Путешествие» по карте. Упражнения на запоминание условных знаков. Ориентирование
по местным предметам. Определение азимута по карте. Определение азимута на ориентир.
Прохождение азимутальных отрезков.
Тема 10. Доврачебная помощь (16 ч)
Теоретическая часть занятий: Доврачебная помощь. Походная аптечка. Основные
лекарственные средства. Формирование походной аптечки. Основные заболевания, часто
встречающиеся в пешеходном и лыжном походе. Виды травм, часто встречающихся в
пешеходном и лыжном походе. Оказание доврачебной помощи при различных травмах.
Приемы транспортировки пострадавшего. Изготовление носилок, волокуш различными
способами. Обязанности ответственного за аптечку в походе.
Практическая часть занятий: Викторины. Тесты. Изготовление носилок. Изучение
лекарственных растений, сушка и хранение, применение. Изучение ядовитых растений и
грибов по картинкам и нахождение их в природе. Оказание первой доврачебной помощи
условно пострадавшему: определение травмы, практическое оказание помощи. Переноска
пострадавшего. Формы контроля: контроль правильности выполнения практической
части.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет/будут:
- воспитана экологическая культура, чувство ответственности за состояние
окружающей среды;
- воспитан коллективизм, способствовать освоению стандартов культуры труда и
общения;
- воспитаны самообладание и силу воли;
- сформированы умение видеть красоту окружающего мира;
- воспитана потребность в здоровом образе жизни;
- корректированы отклоняющееся поведение
Предметные:
У обучающихся будет/будут:
- обучены основам техники пешеходного туризма, приемам техники безопасности,
организации быта в походах, экспедициях;
- расширены знания по географии, биологии, экологии, полученные в средней
школе;
Метапредметные:
У обучающихся будет/будут:
- развиты творческая, познавательная и созидательная активность;
- расширены знания об окружающем мире;
- укреплено здоровье, воспитана физическая культура в
интеллектуальным и духовным развитием;
единстве
с
Раздел 2: «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
Год
Дата начала
Дата
Всего
Количество
Режим
обучения
обучения по окончания
учебных
учебных
занятий
(уровень
программе обучения по
недель
часов
программы)
программе
1-ый год
3 раза в
обучения
15.09.2024
31.05.2025
36
108
неделю по 3
(базовый
ч.
уровень)
Условия реализации программы
Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и стульями
соответственно возрасту детей (Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей,
целям и задачам программы. На занятиях используются материалы, безопасность которых
подтверждена санитарно-эпидемиологическим условиям.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими:
среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших
курсы повышения квалификации по профилюдеятельности.
Материально-техническое обеспечение
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Наименование
Рюкзак объемом 80 литров
Палатка туристическая с тентом четырехместная
Тент от дождя
Комплект котелков для приготовления пищи
Компас жидкостный
Курвиметр
Фонарь налобный
Сидушка
Топор туристический
Пила
Лопата складная
Костровое оборудование
Радиостанция портативная
Навигационное устройство походного типа
Кол-во
15
4
1
1
15
2
15
15
2
2
1
2
1
1
15
16
17
18
19
20
21
22
Ремонтный набор
Трекинговые палки 15
Индивидуальный медицинский пакет туриста
Спальный мешок
Каска туристическая
Перчатки туристические
Фотоаппарат
Экшен-камера
3
15
15
15
15
1
1
Формы аттестации: беседа; наблюдение; тестирование; опрос; практические
занятия.
Виды контроля: текущий контроль, промежуточная аттестация.
Оценочные материалы: оценка деятельности обучающихся осуществляется по
двум параметрам: оценка теоретических знаний и умений и оценка практических навыков
и умений. Оценивание производится посредством методов наблюдения, бесед,
тестирования и др. Результаты аттестации заносятся в диагностическую карту и отражают
уровень планируемых результатов освоения программы.
Критерии оценки результатов освоения программы
Максимальное количество баллов по заданию – 7 баллов. За каждый пункт обучающийся
может набрать по 1 баллу.
6-7 баллов – работа выполнена безупречно,
4-5 баллов - работа выполнена аккуратно, правильный подбор тона изделия, но имеется
маленький изъян,
3-4 балла - представленная работа выполнена небрежно, произошел сбой в схеме плетения,
не качественная скрутка проволоки.
Методическое и дидактическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение включают в себя:
Методы обучения: наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация.
Педагогические технологии: групповое обучение, разноуровневое обучение.
Групповое обучение предполагает организацию совместных действий,
коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. В
шахматах эта технология очень актуальна и является основной, так как занятия всегда
проводятся с группой. Особенности групповой технологии заключается в том, что
учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных
поставленных задач, задания выполняются таким образом, что бы был виден вкладл
каждого ребенка.
Технология разноуровневого обучения заключается в практической реализации
личностоориентированного подхода в обучении. Участвовать в освоении программы
может широкий контингент детей различного возраста, различных умственных и
физических возможностей.
Здоровье сберегающие технологии: применение данной технологии на занятии
способствует:
- воспитанию у обучающихся культуры здоровья как физического, так и психоэмоционального;
- формированию личностных качеств, способствующих сохранению и
укреплению здоровья;
- представлению о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового
образа жизни;
- развитию ребенка, формированию средствами музыки и ритмических движений
разнообразных умений, способностей, качеств личности;
- сохранению физического и психического здоровья обучающихся и их
социальной адаптации;
- обогащению двигательного опыта под различную ритмическую музыку;
- развитию и совершенствованию всех видов движений, умений выполнять их
легко, выразительно, артистично и в соответствии с музыкой.
Специальные технологии: проектная деятельность.
Формы организации учебного занятия: игра (учебные, тренировочные); участие
в личных и командных соревнованиях различного уровня.
Тематика и формы методических материалов: пособия, оборудование.
Дидактические материалы: бланки анкет, презентация, карточки с заданием,
инструкции, карты, задания, упражнения.
Алгоритм учебного занятия:
- разминка;
- практические занятия по закреплению материала предыдущей темы;
- теоретическая часть темы текущего занятия;
- практическая часть текущей темы;
- подведение итогов.
Список литературы для педагогов
1. Алексеев А.Л. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
2. Алешин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография. М.: Проф-издат, 1985.
3. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме.- М.: ЦРИБ «Турист», 1989.
4. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
5. Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. – М.: ФиС, 1974.
3. Ганопольский В.И. Организация и подготовка спортивного похода. – М.: ЦРИБ
«Турист», 1986.
4. Захаров П.П. Инструктору альпинизма. - М.: ФиС, 1988.
5. Казанцев А.А. Организация и проведение соревнований школьников по спортивному
ориентированию на местности. – М.: ЦДЭТМ МП РСФСР,1985.
6. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования обучающихся. – М.: ЦДЮТиК
РФ, 2000.
7. Костарнова Н.К. Тайны географических названий. – Майкоп: изд. «Магарин О.Г.»,
2009.
8. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и
соревнований обучающихся. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
9. Кудряшов Б.Р. Энциклопедия выживания.- Краснодар: «Советская Кубань», 1996.
10. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. – М.: ФиС, 1981.
11. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа безопасности». – М.:
Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
12. Методика врачебно – педагогического контроля в туризме. – М.: ЦРИБ «Турист»,
1990.
13. Школа альпинизма. – М.: ФиС,1989.
14. Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992.
Список литературы для детей
1. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.
2. Волович В.Г. Основы безопасности в пешем походе. – М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
3. Волович В.Г.Как выжить в экстремальной ситуации. – М.: Знание, 1990.
4. Константинов Ю.С. Туристские соревнования обучающихся. – М.: ЦДЮТур МО РФ,
1995.
5. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М.: Профиздат, 1997.
6. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. – М.: ФиС, 1981.
7. Шибаев А.В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени? Умеете ли вы
предсказывать погоду? – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
8. Шибаев А.В. В горах. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
9. Штюрмер Ю.А. Туристу об охране природы. – М.: Профиздат, 1975.
Приложение 1
Управление образования местной администрации
Терского муниципального района КБР
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Ново-Хамидие»
Терского муниципального района КБР
Рабочая программа на 2024-2025 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе
туристско-краеведческой направленности
«Туристы-экологи»
Уровень программы: базовый
Адресат: обучающиеся от 8 до 17 лет
Год обучения: 1 год обучения
Автор-составитель: Дышоков
Аркадий
дополнительного образования
Анзорович -
педагог
с.п. Н-Хамидие, 2024 г.
Цель и задачи программы.
Цель программы: воспитание у обучающихся убежденности в необходимости
изучения и охраны природы, формирования экологического понятия о целостности
природных комплексов родного края, их динамики и путях
рационального
использования.
Задачи программы:
Личностные:
- воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за состояние
окружающей среды;
- воспитывать коллективизм, способствовать освоению стандартов культуры труда
и общения; - воспитывать самообладание и силу воли;
- формировать умение видеть красоту окружающего мира;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
- корректировать отклоняющееся поведение
Предметные:
- обучить основам техники пешеходного туризма, приемам техники безопасности,
организации быта в походах, экспедициях;
- расширить знания по географии, биологии, экологии, полученные в средней
школе;
Метапредметные:
- развивать творческую, познавательную и созидательную активность;
- расширять знания об окружающем мире;
- укреплять здоровье, воспитывать физическую культуру в единстве
интеллектуальным и духовным развитием;
с
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет/будут:
- воспитана экологическая культура, чувство ответственности за состояние
окружающей среды;
- воспитан коллективизм, способствовать освоению стандартов культуры труда и
общения;
- воспитаны самообладание и силу воли;
- сформированы умение видеть красоту окружающего мира;
- воспитана потребность в здоровом образе жизни;
- корректированы отклоняющееся поведение
Предметные:
У обучающихся будет/будут:
- обучены основам техники пешеходного туризма, приемам техники безопасности,
организации быта в походах, экспедициях;
- расширены знания по географии, биологии, экологии, полученные в средней
школе;
Метапредметные:
У обучающихся будет/будут:
- развиты творческая, познавательная и созидательная активность;
- расширены знания об окружающем мире;
- укреплено здоровье, воспитана физическая культура в
интеллектуальным и духовным развитием;
единстве
с
Календарно-тематическое планирование
№
Дата занятия
по
по
плану факту
Наименование раздела, темы
Колво
часов
1
Содержание деятельности
теоретическая
практическая
часть занятия
часть занятия
Беседа
1
Введение. Инструктаж по технике
безопасности.
2
Туристские путешествия и история
развития туризма
9
2.1.
История туризма в России, в мире.
2
Беседа
2.2.
История туризма в КБР
2
Беседа
2.3.
Виды туризма, понятие о спортивном
туризме, турмногоборье.
2
Беседа
2.4.
Туристские нормативы, значки.
1
2.5.
Экскурсионный и зарубежный туризм
2
Беседа, викторина
Участие в походе
выходного дня
3
3.1.
Личное и групповое снаряжение
Личное снаряжение для туриста
12
2
Беседа
3.2.
Групповое снаряжение в походе
2
Беседа
Участие в
походах, в
муниципальных и
республиканских
слётах
Участие в
Участие в походе
выходного дня
Участие в походе
выходного дня
Форма
аттестации/контроля
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
походах, в
муниципальных и
республиканских
слётах
Участие в
походах, в
муниципальных и
республиканских
слётах
Участие в
походах, в
муниципальных и
республиканских
слётах
Участие в
походах, в
муниципальных и
республиканских
слётах
Участие в
походах, в
муниципальных и
республиканских
слётах
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
3.3.
Специальное снаряжение для различных
видов туризма.
2
Беседа
3.4.
Подготовка снаряжения к пешеходному
и лыжному походу
2
Беседа
3.5.
Подготовка снаряжения для похода
выходного дня в межсезонье.
2
Беседа
3.6.
Ремонт и хранение снаряжения
2
Беседа
4
4.1.
Организация туристского бивака.
Организация бивака. Выбор места.
10
2
Беседа
Участие в походе
выходного дня
4.2.
Типы костров. Меры безопасности при
разведении костра
2
Беседа,
презентация
Участие в походе
выходного дня
4.3.
Отработка навыков разведения костра в
походных условиях.
2
Участие в походе
выходного дня
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
4.4.
Установка различных типов палаток
2
Участие в походе
выходного дня
4.5.
Особенности бивака зимой.
2
Участие в походе
выходного дня
5
5.1.
Подготовка к походу.
Определение цели и задач похода.
12
2
5.2.
Определение района, составление
маршрута путешествия.
2
5.3.
Составление сметы похода
2
5.4.
Тренировка на местности прохождения
препятствий.
2
Участие в походе
выходного дня
5.5.
Физическая подготовка для похода.
2
Участие в походе
выходного дня
5.6.
Составление отчета о походе
2
Беседа
6
6.1.
Питание в походе
Особенности питания в поход
12
2
Беседа
6.2.
Характеристика основных продуктов для
похода
2
Беседа
Беседа
Участие в походе
выходного дня
Участие в походе
выходного дня
Беседа
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
6.3.
Составление меню для многодневного
похода
2
Беседа
6.4.
Фасовка, упаковка, переноска продуктов.
2
6.5.
Особенности приготовления пищи в
полевых условиях
2
6.6.
Практические занятия по приготовлению
пищи на костре.
2
7
8
7.1.
Права и обязанности участников и
руководителей в походе.
Права и обязанности руководителя
2
Беседа
7.2.
Права и обязанности участников похода.
2
Беседа
7.3.
Меры взыскания для участников и
руководителей
2
Беседа
7.4.
Распределение обязанностей в походе.
2
Беседа
8
8.1.
Туристские соревнования, слеты.
Организация и проведение туристских
соревнований.
12
2
8.2.
Подведение итогов на соревнованиях.
2
Участие в походе
выходного дня
Участие в походе
выходного дня
Беседа
Участие в походе
выходного дня
Участие в походе
выходного дня
Участие в походе
выходного дня
Участие в походе
выходного дня
Участие в походе
выходного дня
Участие в походе
выходного дня
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Конкурсная программа туристских
соревнований, слетов. Составление
конкурсных заданий.
Проведение туристских соревнований по
пешеходному туризму.
2
Участие в походе
выходного дня
2
Участие в походе
выходного дня
8.5.
Проведение туристских соревнований по
лыжному туризму.
2
Беседа
8.6.
Проведение соревнований по
ориентированию.
2
Беседа
9
9.1.
Ориентирование.
Понятие о топографической и
спортивной карте.
18
2
Беседа
9.2.
Основные и дополнительные
топографические знаки на карте.
2
Участие в походе
выходного дня
9.3.
Ориентирование по горизонту и азимуту.
2
Участие в походе
выходного дня
9.4.
Практическое занятие: Определение
азимута по карте и на местности.
2
Участие в походе
выходного дня
9.5.
Компас. Типы компасов. Правила
обращения с компасом.
2
9.6.
Практическое занятие: Работа с картой.
Измерение расстояний.
2
Участие в походе
выходного дня
9.7.
Ориентирование по местным предметам
в походе.
2
Участие в походе
выходного дня
8.3.
8.4.
Беседа
Участие в походе
выходного дня
Участие в походе
выходного дня
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
9.8.
Практическое занятие: ориентирование
«лабиринт».
2
Участие в походе
выходного дня
9.9.
Практическое занятие: ориентирование
на местности.
2
Участие в походе
выходного дня
10
10.1
Доврачебная помощь.
Походная аптечка. Основные
лекарственные средства
14
2
10.2
Формирование походной аптечки.
2
Участие в походе
выходного дня
10.3
Основные заболевания, часто
встречающиеся в пешеходном и лыжном
походе.
Виды травм, часто встречающихся в
пешеходном и лыжном походе.
1
Участие в походе
выходного дня
2
Участие в походе
выходного дня
10.5
Оказание доврачебной помощи при
различных травмах.
3
Беседа,
презентация
Участие в походе
выходного дня
10.6
Приемы транспортировки
пострадавшего. Изготовление носилок,
волокуш различными способами.
Обязанности ответственного за аптечку в
походе.
3
Беседа,
презентация
Участие в походе
выходного дня
10.4
10.7
Всего
1
108
Беседа,
презентация
Участие в походе
выходного дня
Участие в походе
выходного дня
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Беседа Наблюдение
Самостоятельная
работа
Приложение 2
Управление образования местной администрации
Терского муниципального района КБР
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа сельского поселения Ново-Хамидие»
Терского муниципального района КБР
Рабочая программа воспитания обучающихся
на 2024-2025 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе
туристско-краеведческой направленности
«Туристы-экологи»
Адресат: обучающиеся от 8 до 17 лет
Год обучения: 1 год обучения
Автор-составитель: Дышоков
Аркадий
дополнительного образования
с.п. Н-Хамидие, 2024 г.
Анзорович -
педагог
Характеристика объединения «Шахматы»
Воспитательный процесс в объединении «Туристы-экологи», организован на
основе настоящей программы воспитания и имеет туристско-краеведческую
направленность.
Количество обучающихся в объединении, составляет 60 человек.
Из них мальчиков –
, девочек –
.
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 8 до 17 лет
Формы работы: индивидуальные и групповые.
Направления работы:
Гражданско-патриотическое воспитание.
Духовно-нравственное воспитание.
Художественно-эстетическое воспитание.
Спортивно-оздоровительное воспитание.
Физическое воспитание.
Трудовое и профориентационное воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание познавательных интересов.
Цель воспитательной работы: создать условия для формирования социальноактивной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому
самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи воспитательной работы:
- способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе,
способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его
субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной
социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать
накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе
жизнедеятельности;
- формирование и пропаганда здорового образа жизни.
Направленность: дополнительная общеразвивающая программа «Туристы экологи» имеет туристско-краеведческую направленность.
Формы работы: индивидуальные и групповые.
Планируемые результаты:
- происходят изменения в формирование личности обучающегося с позитивным
отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на
мир, развивать свою субъективную позицию;
- построена доброжелательная система отношений в коллективе через разнообразные
формы активной социальной деятельности;
- получили умения самостоятельно оценивать происходящее и использовать
накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе
жизнедеятельности;
- происходят изменения в формирование здорового образа жизни.
Работа с коллективом обучающихся:
- формирование практических умений по организации органов самоуправления
этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Календарный план воспитательной работы
на 2024-2025 учебный год
№
п/п
Направление
Наименование
воспитательной
мероприятия
работы
ГражданскоТуристический
слет,
патриотическое посвященный ВОВ
воспитание
Срок
выполне
ния
Май
2
Духовно –
нравственное
воспитание
Круглый стол «Проблемы
родного села»
Октябрь
Дышоков
А.А.
3
Художественноэстетическое
воспитание
Конкурс
рисунков
«Красота родного края»
Декабрь
Дышоков
А.А.
4
Трудовое
воспитание
Экологическая
акция
«Жить экологично»
Апрель
Дышоков
А.А.
5
Взаимодействие
с родителями
обучающихся
День открытых дверей.
Сентябрь Дышоков
Индивидуальные встречи Сентябрь- А.А.
– беседы (Знакомство с Май
родителями)
6
Участие в
Новогодний фейерверк
1
Декабрь
Ответственн
ый
Дышоков
А.А.
Дышоков
Планируемый
результат
развитие чувства
гражданской
ответственности и
патриотизма
Формирование
уважительного
отношения
к
пожилым людям,
воспитание
чувства
ответственности за
старшее поколение
Формирование
эстетического
вкуса, способности
оценивать
прекрасное
Формирование
начального опыта
трудового
творческого
сотрудничества
среди
обучающихся
Участие и помощь
родителей
в
создании
комфортной среды
на
занятиях
в
объединение
Формирование у
мероприятиях,
акциях,
конкурсах
7
Туристско краеведческое
А.А.
Туристический слет ОО
района
Май
Дышоков
А.А.
обучающихся
способности
к
самореализации;
стимулирование
его творческой и
познавательной
активности;
Развитие
познавательного
интереса;
патриотическое
воспитание
к
истории
своего
района.
Работа с родителями:
- формирование системы взаимодействия родителей с педагогом, для создания условий
свободного и творческого развития их эффективной социализации и само понимании
реализации своих возможностей;
- активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности;
- стимулирование, проявление в семьях здорового образа жизни;
создание условий для проведения детей и подростков;
- педагогическая поддержка семьи;
- участие в мероприятиях.